Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2500
EUR 68,2000 68,3100
покупка продажа
64,0000 64,2500
68,2000 68,3100
28.11 — 05.12
65,7000
67,3000
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Аналитика Прессовать по-белому: как зарабатывать на мусоре
Прессовать по-белому: как зарабатывать на мусоре

Прессовать по-белому: как зарабатывать на мусоре

Источник: Forbes.ru|
16:00 20 января 2016
Сбор и обработка макулатуры и прочего вторсырья — бизнес хлопотный. Но быстро окупающийся.
Прессовать по-белому: как зарабатывать на мусоре
Фото: Александр Карнюхин для Forbes

Под потолок ангара, в котором уместился бы небольшой самолет, уходят горы бумаги и картона. В разномастном хаосе можно разглядеть связки старых газет, журналов, книг, ненужных документов. Сколько тут тонн мусора?

Это не мусор, а макулатура, — поправляет Карен Аракелов, директор по развитию компании «Таратрейд». — В общей сложности около 40 т.

Здесь же макулатура вручную сортируется и отправляется по ленте транспортера на пресс, где превращается в аккуратные блоки. Рядом еще два ангара: в одном сортируют стеклобой и бутылки из-под пива, в другом — пластик. За день на этом предприятии под Мытищами обрабатывается около 180 т вторсырья.

У нас низкомаржинальный бизнес, — несколько раз повторяет коммерческий директор компании Врам Микаелян. — Работа становится интересной на больших объемах.

Если в 2008 году выручка «Таратрейд», по данным СПАРК, составляла 81 млн рублей, то в 2012-м — 369 млн рублей (показатели последнего года не раскрываются). Маржа по EBITDA действительно невелика — примерно 5% от выручки. Немногим меньше, чем, к примеру, у розничных сетей. Зато возврат капиталовложений сравнительно быстрый. «Таратрейд» расширялась поэтапно, и, по словам Аракелова, инвестиции окупались в среднем за два-три года.

 

Десять лет назад у Аракелова и Микаеляна был один небольшой пресс, за которым они первое время стояли сами. За месяц продавали переработчикам в среднем 30 т картона и полиэтиленовой пленки. Площадку они арендовали на территории бывшей плодоовощной базы, где находилась компания «Таратрейд», занимавшаяся так называемой оборотной бутылкой (один из ее акционеров владел «Пивдомом» — крупным дистрибьютором пива). Как вспоминает гендиректор «Таратрейд» Алексей Кукин, пик пришелся на 2006 год, когда компания собирала 10–12 млн бутылок в месяц. А затем начался спад: пивовары отказывались от оборотной бутылки в пользу новой. Возник вопрос, можно ли диверсифицировать бизнес. В этот момент Аракелов и Микаелян пришли к соседям с предложением объединиться. У «Таратрейд» имелся автопарк, подходящий для подвоза вторсырья, дело оставалось за покупкой мощного пресса стоимостью 4 млн рублей.

В «Таратрейд» одобрили предложенное направление развития и выделили средства на инвестиции, — рассказывает Карен Аракелов.

Он не раскрывает, какую долю партнеры получили в объединенном бизнесе, говорит лишь, что условия их полностью устроили. Известно, что «Таратрейд» входит в группу компаний «Илар» Ильи Евдокимова и Армена Симоняна («Иларавто» — продажа и ремонт грузовиков-иномарок, сеть супермаркетов «Я любимый» и другие бизнесы).

 

За три года после объединения объемы переработки макулатуры у «Таратрейд» выросли с 500–600 т до 5000 т в месяц. В 2011–2014 годах компания открыла еще три площадки по приему вторсырья на окраинах Москвы и три в регионах — в Вологде, Архангельске и Череповце. Теперь через эти предприятия проходит за месяц в среднем 20 000 т макулатуры, 400 т полимеров и около миллиона бутылок (их берут на переработку стекольные заводы).

Мы все генерируем вторсырье, покупая продукты и другие товары, — рассуждает Аракелов.

За год в России набирается более 50 млн т твердых коммунальных отходов, но только 6% из них, около 3 млн т, уходит на переработку (по данным группы компаний «Эко-система»). Макулатура не самое прибыльное, но наиболее доступное вторсырье. З5% от общего объема ТКО приходится на бумагу и картон, 6% — на пластик и только 4% — на металлические отходы. Гендиректор УК «Эко-система» Андрей Якимчук оценивает объем переработки «Таратрейд» как невысокий.

Нужны объемы в десяток раз больше, чтобы зарабатывать на этом, — уверен он.

«Эко-система» основана в 2006 году совладельцем алкогольного холдинга «Синергия», сенатором Валентином Завадниковым. Ее гендиректор — бывший руководитель аппарата Комитета по промышленной политике Совета Федерации. Группа занимается сбором, вывозом и утилизацией отходов в семи регионах России. Годовой объем операций — 6 млн кубометров. В частности, в декабре 2012 года «Эко-система» выиграла тендер на трехлетний контракт на вывоз и утилизацию отходов московских медицинских учреждений. Цена вопроса — 800 млн рублей.

 

По словам Якимчука, на рентабельность работы с отходами и вторсырьем влияет тот факт, что на рынке чересчур много серых, непрозрачных компаний, которые занимаются незаконной сортировкой на полигонах.

Этот бизнес всегда будет малорентабельным, — уверен Геннадий Хорошев, совладелец и управляющий директор компании «Эко-бридж» (работает с 2000 года, специализация — макулатура, выручка, по данным СПАРК, — 272,7 млн рублей в 2014 году, чистая прибыль — около 2 млн рублей). — Вот вывоз мусора — это золотая жила, а сортировка — нет.

Парадокс рынка отходов: вторсырье зачастую достается не бесплатно, пусть компании и берут на себя расходы по вывозу. Уже в начале 2000-х в Москве около 40% всех поставок бумаги и картона на переработку приходилось на торговый сектор. Ритейлеры оценили выгодность своего положения и стали продавать вторсырье, а закупщики — конкурировать за поставщиков. В «Таратрейд» разработали для крупных ритейлеров систему по организации сортировки, прессовки мусора на их территории, предоставляя свой персонал и оборудование. Компания сотрудничает с Metro Group, X5 Retail Group и другими сетями, а также производствами, где генерируются отходы, годные для переработки. По словам Аракелова, практически везде проходят тендеры.

 

На московском рынке вторсырья «Таратрейд», по оценке Геннадия Хорошева, входит в пятерку крупнейших компаний. Главное ее отличие от других — наличие инвестора, который в любой момент может поддержать бизнес, что особенно важно в кризисные времена. Аракелов и Микаелян, вспоминая кризис 2008 года, признают, что без помощи инвесторов не выдержали бы: многие клиенты задерживали платежи. Но благодаря поддержке головной компании «Таратрейд» позволила себе приобрести еще один пресс и расширить автопарк.

 

За полчаса экскурсии по подмосковным ангарам телефон Карена Аракелова звонит раз пятнадцать.

Да, многие процессы все равно проходят через нас, хотя, наверное, правильно было бы делегировать, — улыбается предприниматель.

Похоже, партнеры просто опасаются снимать руку с пульса бизнеса (с основными акционерами они обсуждают только ключевые вопросы). За последние полтора года цена на бумажное вторсырье, обеспечивающее 80% доходов компании, выросла в два раза, что, по словам Аракелова, не исключает возможности столь же стремительного падения.

Рынок у нас еще не сформированный, — добавляет Микаелян. — Много непредсказуемого.

В планах у предпринимателей — заняться переработкой полимерных отходов в гранулы: можно будет предложить покупателям более выгодные цены по сравнению с другими производителями. Можно еще попытаться выйти на рынок неразделенного мусора, запустить собственную сортировку бытовых отходов. Правда, для переработки будет пригодно не более 10–12% такого вторсырья. Но развивать бизнес надо. Партнеры верят, что это перспективное дело.

Как бы пафосно это ни звучало, мы гордимся тем, что мы делаем. Я люблю показывать наши площадки, — говорит директор по развитию «Таратрейд», проводя рукой вокруг себя.

Как раз в этот момент на склад заезжает грузовик с ярко-зеленым кузовом: на нарисованной траве сидит красная божья коровка.

Забота об окружающей среде — важная часть нашей работы, притом что мы не забываем о прибыли, — добавляет Аракелов. — Мы совмещаем полезное с приятным.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes.ru