Курсы валют
USD 57,5118 −0,0588
EUR 67,8927 −0,0406
USD 57,4 825 −0,0150
EUR 67, 7400 0,0525
USD 57,5 120 −0,0470
EUR 67,7 738 0,0282
USD 57,5100 57,6500
EUR 67,7500 67,9800
покупка продажа
57,5100 57,6500
67,7500 67,9800
23.10 — 30.10
58,0000
68,0000
BRENT 57,75 −0,33
Золото 1279,89 −0,01
ММВБ 2071,83 0,04
Главная Новости Аналитика Что нужно знать о российском авторынке этой весной
Что нужно знать о российском авторынке этой весной

Что нужно знать о российском авторынке этой весной

Источник: rg.ru |

Андрей Полухин

 

Такова статистика Ассоциации европейского бизнеса, регулярно анализирующей рынок на основе данных самих производителей. Корреспондент "РГ" изучил свежий отчет АЕБ и попросил экспертов прокомментировать главные тренды, которые наметились по итогам квартала.

 

1. Рынок падает все медленнее, но дна еще не достиг

 

Каждый месяц итоги продаж автомобилей звучат все оптимистичнее. В январе падение рынка относительно показателей годичной давности составило 29,1%, в феврале - 13,4%, в марте, практически в соответствии с прогнозом "РГ", - 10,0%, символично зависнув на последней двузначной цифре. Но в АЕБ уверены, что радоваться рано.

 

"Результаты марта продемонстрировали, что авторынок в целом еще не в очень хорошей форме, хотя постепенно движется к тому, чтобы достичь дна после многих месяцев последовательного снижения. Дальнейший прогресс в этом направлении в большой степени зависит от макроэкономического окружения и последовательности усилий правительства по стимулированию спроса на рынке в ближайшие месяцы", - заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

 

Эти слова, к немалому удивлению, не отдают даже "сдержанным оптимизмом". Впрочем, функционер таким образом, возможно, апеллирует к властям. На его взгляд, им не следует снижать объемы и темпы господдержки, несмотря на очевидно позитивные тенденции.

 

 

- Говоря про дно российского автомобильного рынка, господин Шрайбер осторожничает и это не удивительно. Он долгие годы руководит российским представительством компании Mazda, которая хоть и успешна, но все же маленькая и не принадлежит ни одному большому концерну, а поэтому по привычке всегда максимально оценивает возможные риски, что и позволяет оставаться на плаву в борьбе с гигантами рынка, - "снимает маски" ведущий программы "Автомобилизация" на радиостанции "Спорт FM" Максим Трусов.

 

Впрочем, эксперт "РГ" подчеркивает, что дело не только в психологии Йорга Шрайбера или особенностях ведения менеджмента. Все-таки падение продаж хоть и замедлилось, но продолжается. Рекордный для 2016 года объем реализации в 125 917 автомобилей - довольно низкий показатель даже по меркам кризисного 2015-го. Тогда меньше продаж было зафиксировано лишь дважды - в январе и мае, когда у большинства россиян небольшие каникулы.

 

В том, что о стабилизации говорить рано, уверен и главный редактор журнала "АвтоБизнесРевю" Сергей Баранов.

 

- В прошлом году месячный объем продаж балансировал в интервале 130-140 тысяч. Сейчас результат не достиг отметки в 130 тысяч. При этом март и апрель обычно характеризуются сезонным подъемом спроса, - напомнил он. - Если в апреле динамика также останется отрицательной, значит спрос продолжает снижаться и рынок далек от восстановления. Будем надеяться, что дна он достигнет в летние месяцы, а осенью мы увидим более позитивную картину.

 

2. Lada Granta уступила статус самой популярной в РФ модели корейскому Hyundai Solaris

 

3. Продажи бренда Lada поддерживает только рост спроса на новинки Vesta и Xray, остальные модели теряют популярность

 

4. Автомобили Datsun стали аутсайдерами среди бюджетных моделей, потеряв 53% продаж

 

Южнокорейский бестселлер Hyundai Solaris наконец вытеснил отечественную Lada Granta с первого места по объему реализации. По итогам квартала разница между этими автомобилями составила более 2 500 единиц - не в пользу российской машины (21 434 и 18 893 штуки соответственно). При этом сам Solaris пользуется меньшим спросом, нежели в прошлом году, что заставляет руководителей компании все чаще напоминать о грядущем обновлении модели. Но у Granta и вовсе "черная полоса" - она потеряла около 40% продаж. Показательно, что именно соплатформенный Datsun on-DO "обеспечил" провал Datsun - покупать его стали вдвое реже прежнего. И даже небольшой рост продаж mi-DO, построенного на базе Kalina, исправить ситуацию не может.

 

 

Между тем, по мнению экспертов, традиционное соперничество Solaris и Granta может сойти на нет. Конечно, некоторое время оно еще продолжится в силу потребительской инертности, но ситуация в общемодельном зачете уже изменилась.

 

- Если сравнивать перспективы рыночного противостояния Granta и Solaris, то, скорее всего, нас ждет третий победитель, - считает региональный директор "Русского АвтоМотоКлуба" Николай Степанов. - "Кореец" потеряет часть покупателей с выходом компактного кроссовера Hyundai Creta, ради старта которого прекращается сборка хэтчбеков Solaris. А Vesta и Xray новизной и качеством неизбежно будут переманивать покупателей у остальных моделей АвтоВАЗа. Наверное, лидером во втором квартале станет Lada Vesta или Kia Rio.

 

- Vesta могла бы продаваться еще лучше, если бы производственными планами был предусмотрен выпуск большего количества бюджетных и топовых модификаций модели, - полагает эксперт компании "Автостат Инфо" Александр Климнов.

 

- Для АвтоВАЗа сейчас приоритетно раскрутить новые модели, поэтому вся реклама и все усилия дилеров тратятся на продвижение Lada Vesta и Xray. Логично, что интерес к Granta угас, - констатирует Сергей Баранов.

 

 

Datsun on-DO в этой ситуации повезло еще меньше. При сопоставимых с Lada Vesta ценах эта машина по многим параметрам уступает российской новинке. Свою роль играет и эффект новизны.

 

- Склоняюсь к тому, что падение продаж у Datsun связано с популярностью Vesta, - говорит Максим Трусов. - Оба автомобиля мало известны соотечественникам, но в том, что большинство выберет из них именно российский седан, не сомневаюсь.

 

- Интересно будет понаблюдать за производственными решениями нового президента АвтоВАЗа Николя Мора: не станет ли он, человек из альянса Renault-Nissan, ограничивать производство Vesta, чтобы не мешать другим моделям, в частности - Datsun, - добавляет Николай Степанов.

 

Действительно любопытный вопрос, тем более что в этом году под японским брендом в России должен появиться еще и кроссовер. По предположениям, он - так же, как и седан с хэтчбеком - может заимствовать платформу у одной из производимых в Тольятти моделей.

 

5. На российском авторынке растут продажи премиальных брендов.

 

Среди брендов, которые в первом квартале показали положительную динамику, немало тех, что представляют в России дорогостоящие престижные автомобили. Продажи Porsche выросли на 6%, Lexus - на 23%, Cadillac - на 146%. Меньше, чем весь рынок, потеряли Mercedes-Benz (-14%), BMW (-11%) и Mini (-17%).

 

- Рост премиум-сегмента не случаен и ожидаем - он менее насыщен, а грамотное расширение модельного ряда среди премиум-брендов позволяет снизить порог входа и делает его более привлекательным для покупателей, - поясняет тенденцию исполнительный директор по развитию и управлению активами ГК "Независимость" Максим Мыскин.

 

- С началом кризиса люди стали более тщательно подходить к приобретению автомобилей премиум-класса, - убеждена директор по маркетингу компании "Панавто" (официальный дилер Mercedes-Benz) Ляля Шовкринская. - Если в растущем рынке потребитель может позволить себе экспериментировать с марками и моделями, то в кризис, как показывает практика, подобные эксперименты теряют привлекательность. Покупатель голосует рублем за лучший выбор.

 

 

Другими словами, вовсе не удивительно, что в Россию приезжают все новые модели, которые можно отнести даже к люксовому сегменту - например, самый быстрый в мире кроссовер Bentley Bentaiga.

 

6. Стабильный рост показывают представители сегмента SUV

 

Среди топ-25 самых востребованных моделей в первом квартале лишь девять показывают положительную динамику относительно того же периода 2015-го. Из них шесть - кроссоверы и внедорожники. Почти 2 900 экземпляров прибавилось у Toyota RAV4, около 2 000 - у Renault Duster, более 1 300 - у Nissan Qashqai. Что говорить, если россияне купили на 1 268 больше Toyota Land Cruiser 200, при том что цены на них стартуют с 3 800 000 рублей.

 

- В России сегмент SUV растет бешеными темпами и уже сейчас на него тратится половина всех денег на авторынке, - отмечает директор по маркетингу сервиса Autospot.ru Дмитрий Рыбальченко. - Соответственно, всем производителям хочется откусить кусок этого "пирога". А значит, внедорожных моделей у нас будет появляться все больше, даже если большинство из них крайне формально влезают в сегмент.

 

К слову, весьма показателен уже упомянутый выше пример с компактным кроссовером Creta, ради которого Hyundai готов пожертвовать производством хэтчбеков Solaris.

 

7. Растет спрос на автомобили китайских брендов

 

После некоторого провала в прошлом году куда лучше чувствуют себя китайские бренды. Lifan прибавил 58% продаж, Chery - 24%, Geely остался на прежнем уровне, а объемы реализации доселе не слишком популярных DFM и Changan выросли более чем вдвое. Эту тенденцию можно, конечно, списать на "низкую базу", по сравнению с которой нынешние результаты кажутся убедительными, и на не менее низкие цены. Но, как уже писала "РГ", последний фактор далеко не всегда работает на бюджетные модели даже в кризис, а во-вторых, многие эксперты уверены, что сегодняшние успехи "китайцев" - вполне заслуженные.

 

- За последние несколько лет у этих автомобилей заметно вырос уровень и качества, и безопасности, - напоминает гендиректор компании "Правильная цена" Татьяна Абрамова. - Но у многих потенциальных покупателей еще остается в голове стереотип, что китайский автомобиль - это плохой металл, низкая безопасность, ужасный запах в салоне и посредственные технические характеристики. По мере того, как люди "распробуют" автомобили из Поднебесной, которые поставляются на наш рынок, их продажи постепенно начнут расти. Полагаю, что у их производителей будут все основания сделать их дороже, учитывая еще и изначально более богатые комплектации китайских автомобилей в сравнении с "одноклассниками" других марок.

 

8. Продажи Ford в России выросли почти вдвое, а Hyundai и Nissan потеряли около четверти объемов реализации

 

 

Среди традиционно популярных марок особенным образом обратили на себя внимание Ford и Hyundai с Nissan. Первый прибавил 93% продаж, вторые лишились 26% и 25% соответственно.

 

- У Hyundai и Nissan динамика обусловлена, с одной стороны, тем, что они ударно провели начало 2015 года, а с другой - изменениями в модельном ряду. Вместо кроссовера Hyundai ix35, который обеспечивал марке 10-20% продаж, теперь вышел более дорогой Tucson, пользующийся в разы меньшей популярностью. Также существенно сократился спрос на модель i30. У Nissan провал в бюджетном сегменте: по Sentra - порядка 90%, по Almera - 50%. Также больше не интересен покупателям Juke. "Опорными" моделями остаются более крупные кроссоверы бренда, - говорит Сергей Баранов. - А рывок Ford объясняется очень просто: до недавнего времени эта марка показывала одни из худших результатов в верхушке рейтинга из-за проблем с модельным рядом и ценообразованием. Она, в отличие от рынка, уже нащупала дно в прошлом году. Наладив позиционирование и выведя новую Fiesta, бренд стал наверстывать упущенное и сейчас показывает рекордный рост на фоне провальных месяцев прошлого года.

 

С обновлением товарной линейки связывает успех Ford и Максим Трусов:

 

- Внедорожник Explorer стал значительно лучше, свои плоды начали давать новые поколения Mondeo и Fiesta, которая вернулась в Россию. Их выход на рынок в прошлом году совпал с неблагоприятным периодом. У Nissan же, напротив, в модельном ряду нет ничего нового, и продажи бренда приостановились.

 

P.S.

 

Эксперты "РГ" рассказали еще о двух любопытных тенденциях, которые заметны на российском рынке, но напрямую из статистики продаж не следуют.

 

- Данные по официальным регистрациям автомобилей за март, которые вскоре обнародует "Автостат Инфо", будут демонстрировать небольшую разницу с информацией о продажах, предоставленной АЕБ, - сообщил Александр Климнов. - Разница сокращается, в первую очередь, по той причине, что уменьшился отток автомобилей с рынка России в Белоруссию и Казахстан.

- Одной из ключевых тенденций является изменение покупательского поведения. Потребители стали подходить к выбору и приобретению автомобиля более профессионально и избирательно, анализируя предложенные варианты, тратят деньги с умом. При этом есть определенная категория клиентов, для которых ключевое значение имеет и уровень сервиса. И, если раньше на премиальный вид обслуживания могли рассчитывать только покупатели дорогих автомобилей, то сейчас он появляется и у массовых брендов, - рассказал Максим Мыскин. - На наш взгляд, "рынок продавца" окончательно превратился в "рынок покупателя", на котором клиент очень придирчиво выбирает дилера, а залог успеха продавца - грамотно сформированное предложение и качество обслуживания.

 

http://cdnimg.rg.ru/img/content/124/45/73/17366_850_default_d_850.jpg

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от rg.ru