Курсы валют
USD 58,5318 0,0696
EUR 69,3309 0,1526
USD 58,3 975 0,0225
EUR 69, 3125 0,0975
USD 58,4 664 0,0217
EUR 69, 4107 0,0156
USD 58,4300 58,5800
EUR 69,2600 69,4900
покупка продажа
58,4300 58,5800
69,2600 69,4900
27.11 — 04.12
58,4000
69,5000
BRENT 63,73 0,05
Золото 1288,80 0,12
ММВБ 2160,50 −0,04
Главная Новости Аналитика Экономика школьных допуслуг. Бери как есть и плати
Экономика школьных допуслуг. Бери как есть и плати

Экономика школьных допуслуг. Бери как есть и плати

Источник: BFM.RU |
Дополнительное образование в школах в этом учебном году родителям обойдется дороже, чем в прошлом. Учебные заведения поднимают ценник и расширяют список коммерческих услуг: с первого сентября в него все-таки попала продленка.
Экономика школьных допуслуг. Бери как есть и плати
Фото: depositphotos.com

Дополнительные платные занятия в школе подорожали. В этом учебном году где-то на 15%. Час английского или математики в среднем стоит 250 рублей. Если на допуроки ходит весь класс — 30 человек — школа зарабатывает в час 7500. Средняя стоимость услуг репетитора — 2500, за то же время. При равной квалификации школьного учителя и репетитора первый зарабатывает в час в три раза больше. Если ребенок занимается дополнительно английским языком, математикой, ходит в спортивную секцию и продлёнку, родители заплатят около 10 тысяч рублей в месяц. Как школа рассчитывает стоимость своих образовательных услуг? Отвечает народный учитель России, директор Центра образования № 548 Ефим Рачевский.

 

Ефим Рачевский
народный учитель России, директор Центра образования № 548

 

«Цена, во-первых, носит договорной характер. То есть, о цене договариваются. Трудозатраты, то есть, закладывается фонд оплаты труда учителя, который ведет эти занятия. Кроме этого закладываются налоги. Кроме этого могут закладываться какие-то деньги, которые идут на обеспечение учебного процесса, ну, допустим, стоимость какой-то особой компьютерной программы. Также закладывается оплата труда уборщицы этих помещений. Ну, и что-нибудь еще, что решает школа заложить туда, ну, какие-то деньги на развитие. Допустим, если это иностранный язык — на развитие кабинета иностранного языка, школа вполне имеет право это делать».

 

Сколько заложить на собственное развитие, решает школа. И это приводит к интересным последствиям: например, в рамках одного образовательного холдинга, куда входят несколько школ, стоимость занятий по одному и тому же предмету может отличаться в разы. Например, в московской школе 1236 за час математики в этом году с родителей просят 350 рублей, а в ее структурном подразделении, 963-й школе — 250. Чем объяснить разницу? С точки зрения экономического формирования цены? Дело в том, что документов, регламентирующих стоимость дополнительных образовательных услуг, нет. И каждый руководитель учебного заведения волен самостоятельно считать, что и сколько стоит. Такой рыночный механизм, в котором нет важной составляющей — конкуренции. Школы выступают в роли локального монополиста: если родители не хотят платить, пусть ребенок занимается в другом месте. А есть ли возможность его туда отвести? Или пусть не занимается вообще. Но в этом случае его образование будет хуже, чем у сверстников. Тоже не выход. Родители вынуждены платить любую названную сумму. Почему это так? Ситуация напоминает процесс перехода продленки из бесплатной услуги в платную, говорит председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко.

 

Руслан Ткаченко
председатель Московского городского родительского комитета

 

«98% всех жалоб в Рособрнадзор на платную продленку поступало именно в Москве. Почему? Потому что Москва начала собирать деньги на продленку не совсем законным путем, точнее вообще незаконным. Они не сделали соответствующих нужных актов. И когда стали спрашивать у людей, которые разбираются, почему вдруг масса, многие директора стали фактически нарушать закон, сказали прямо люди знающие, что без отмашки из департамента, а, может, даже из министерства директора бы на это не пошли. То есть, было какое-то негласное такое кивание. Здесь тоже, может быть, некоторые процессы негласные, «ну, вы тут делайте, мы посмотрим, если проходит, мы тогда и в других школах так будем делать».

 

В свое время обсуждали и такой вариант: приглашать в школу сторонние компании с лицензией, которые бы предоставляли те самые дополнительные образовательные услуги. И в условиях конкуренции школа вполне могла бы снизить стоимость своих образовательных услуг. Идею отвергли. Из-за опасений коррупционного характера. Там, где частник, — есть соблазн договориться и красиво выжать бюджет школы. В итоге список дополнительных занятий, их стоимость и эффективность остается делом исключительно учебного заведения, а для родителей и учеников работает формула: бери как есть и плати.

 

Михаил Баженов

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от BFM.RU