Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,1300
EUR 68,2100 68,5000
покупка продажа
64,0000 64,1300
68,2100 68,5000
28.11 — 05.12
62,0000
66,4000
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Аналитика Второй дом за миллион: кто зарабатывает на обучении мигрантов
Второй дом за миллион: кто зарабатывает на обучении мигрантов

Второй дом за миллион: кто зарабатывает на обучении мигрантов

Источник: Forbes.ru|
12:00 21 сентября 2015
Бывший хедхантер Андрей Шешенин создал сеть центров обучения и тестирования трудовых мигрантов. Выручка «Второго дома» уже достигла 95 млн рублей.
Второй дом за миллион: кто зарабатывает на обучении мигрантов
Фото: Александр Карнюхин для Forbes

Штаб-квартира московской компании «Второй дом» чем-то напоминает биржевой зал в разгар торгов. Сотрудники беспрерывно звонят по телефонам, следят за мониторами компьютеров, передают друг другу документы и распечатки.

У меня немало друзей-бизнесменов. Один говорит — закрываю магазин, другой — сокращаю персонал, третий — пропал драйв, — рассказывает гендиректор и владелец «Второго дома» Андрей Шешенин. — А мы едва успеваем в своих офисах новые столы ставить

Не так давно Шешенин подбирал топ-менеджеров для Альфа-Банка, Allianz, Ritzio Group, «Русгидро», «Евраза», «Донстроя», «Евросети». Теперь он организует обучение и тестирование трудовых мигрантов. На открытие «Второго дома» бывший хедхантер потратил 1 млн рублей. За полгода выручка компании составила почти 95 млн рублей. С 1 января 2015 года иностранцы, желающие получить в России вид на жительство, разрешение на работу или трудовой патент, должны сдать экзамен и получить сертификат о владении русским языком и знании истории и законодательства Российской Федерации. Разрешения к тому же будут заменяться патентами, оформлять которые теперь обязан мигрант, а не работодатель. Но без сертификата о тестировании ни патент, ни разрешение не действительны.

 

В прошлом году, по данным Пограничной службы, в Россию из стран СНГ прибыло 21,6 млн человек. Из них 3 млн по служебным и 17 млн по частным делам, но в реальности — на заработки. В этом году число мигрантов, предположительно, может вырасти на 15–20%. Трудовых патентов в России (а значит, и сертификатов) пока выдано немногим более 1 млн. Потенциальный спрос на услуги тестирования огромен, этот рынок только формируется. И «Второй дом» — уже самый заметный игрок, развивающийся по сетевой схеме: 31 представительство в городах России плюс офис в Таджикистане.

Executive search я занимался более 10 лет и достиг предела, — объясняет Андрей Шешенин

В 2007 году выручка созданного им агентства RosExecutive превышала 30 млн рублей. Экономический кризис больно ударил по рынку хедхантинга. Сильнейшие устояли, середняки с трудом восстанавливались. В 2012 году RosExecutive выполнило заказов менее чем на 15 млн рублей. Его основатель начал сотрудничать как консультант с одним из клиентов — группой компаний ОМС (комплексное обслуживание торговых и бизнес-центров, корпоративных офисов и автопарков, розничных и ресторанных сетей и т. д.)

 

Поскольку ОМС нанимала в том числе и мигрантов, Шешенин предложил внедрить схему, которая позволила бы получать максимальную выгоду на этом рынке трудовых ресурсов после грядущих изменений — отмены квот и распространения патентов. Мигранту выдают микрокредит — «подъемные» для переезда, помогают оформить нужные документы, обеспечивают его мобильной связью и местом в общежитии, обучают при необходимости и устраивают на работу. Кредит он закрывает из своей зарплаты.

Идея была интересной, но в конечном счете мы решили, что ОМС этим заниматься не целесообразно, — комментирует Максим Красников, директор по организационному развитию ОМС. — Нам проще привлекать тех, кто уже имеет на руках патент со всеми сопутствующими документами

Тогда Шешенин договорился с ОМС о том, что, закрывая проект, заберет юрлицо с лицензией на образовательные услуги и аккредитацией при вузе, уполномоченном готовить и проверять тесты для мигрантов. Партнерство он предложил своей бывшей коллеге по RosExecutive Ирине Матвеевой, работавшей в Mirax Group и «Мегафоне» и знающей специфику трудовой миграции: она подбирала сотрудников для распределительных центров X5 Retail Group.

 

Андрей Шешенин задумал строить новый бизнес одновременно на услугах тестирования и подбора персонала. Хедхантинг он фактически забросил (RosExecutive еще существует, но с осени 2014 года выполнило всего три заказа). В январе 2015 года открылся первый офис «Второго дома» — в Екатеринбурге. Хотя почти половина мигрантов ищет работу в Москве и Подмосковье, в столичном регионе слишком высока конкуренция, в том числе со стороны государственного Миграционного центра города Москвы и подмосковного Единого миграционного центра.

 

В час ночи после открытия в Екатеринбурге представитель «Второго дома» принял заказ — нужно обучить и протестировать 10 человек. В Твери в первый день тестирование прошли 20 мигрантов, на следующий записались 80 человек, а пришло вдвое больше.

Лишь спустя три месяца мы смогли более-менее свободно вздохнуть, — описывает Андрей Шешенин запуск проекта

Открытием новых офисов сейчас занимаются шесть менеджеров. Масштаб работ вырос на порядки. За июнь услугами «Второго дома» воспользовалось около 6500 мигрантов, у компании появился учебно-оценочный центр в Душанбе.

 

Гендиректору «Второго дома» подчиняются региональные директора, имеющие долю в прибыли и контролирующие директоров отдельных офисов. Преподаватели и экзаменаторы подбираются среди местных специалистов. Региональный офис окупается в среднем за два месяца. Тестирование, в зависимости от региона, стоит 3000–6000 рублей с человека. Обучение — лекции, практикумы, аудиокурсы — бесплатно. Для сравнения: «Московский центр тестирования ЕВРАЗ» просит 4900 рублей за тестирование и 750 рублей за академический час подготовки к экзамену.

 

По словам Ирины Матвеевой, операционного директора «Второго дома», расходы на обучение составляют 22% от выручки компании, зато дают сильное преимущество. Андрей Шешенин добавляет, что в крайнем случае компания идет на демпинг, чтобы потеснить конкурентов. Центров тестирования по России открылось несколько сотен (все аккредитованы при каком-либо уполномоченном вузе — МГУ, РУДН, Государственном институте русского языка им. Пушкина, СПбГУ или Тихоокеанском университете). Подавляющее большинство ограничивается одной точкой.

Многие новички демпингуют, и это расшатывает рынок данных услуг, — сожалеет Гайк Трунян, директор НОУ ДО «Мир без границ»

Миграционным консалтингом он занимается с 2004 года, а в прошлом году начал создавать сеть учебных центров. Сейчас у «Мира без границ» четыре центра в Ростове-на-Дону, один в Москве и семь в других городах, от Воронежа до Сочи.

«Второй дом» — коммерческий проект, им важен поток, обороты, поэтому с ними трудно конкурировать, — замечает Трунян

Шешенин и Матвеева уверяют, что помнят о социальной составляющей сервиса для мигрантов. К примеру, кол-центр «Второго дома» круглосуточно готов оказывать им юридическую помощь. В планах — создание социальной сети. Для мигрантов-таджиков издается газета «Вахдат». «Второй дом» уже обучил и протестировал более 30 000 человек. Базу их контактных данных Андрей Шешенин называет своим главным ресурсом. На долю заказов по подбору персонала пока приходится 7% дохода компании. Гендиректор «Второго дома» хочет за год-два поднять ее до 50% и уже намечает новые точки прибыли:

Мы готовы продавать в своих офисах страховку, распространять тарифы сотовых операторов. В отличие от executive search предела здесь я пока не вижу

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes.ru