Курсы валют
USD 63,3028 −0,0873
EUR 67,2086 −1,0372
USD 62,5250 0,0000
EUR 65,9 650 0,0350
USD 62,2169 0,0000
EUR 65,5740 0,0000
USD 63,1200 63,0000
EUR 67,1000 66,4000
покупка продажа
63,1200 63,0000
67,1000 66,4000
05.12 — 12.12
64,2500
68,2500
BRENT 54,15 −0,02
Золото 1159,83 −0,04
ММВБ 2208,53 0,36
Главная Новости Аналитика Банк очень плохих долгов
Банк очень плохих долгов

Банк очень плохих долгов

Источник: Банки.ру|
22:00 13 декабря 2015
Банк «плохих» долгов, о создании которого весь год с разной степенью интенсивности говорили чиновники и эксперты, на самом деле уже существует. Это госкорпорация «Внешэкономбанк».
Банк очень плохих долгов
Фото: Depositphotos.com

Банки.ру выяснял, почему у ВЭБа возникли долги, в разы превышающие прибыль всей банковской системы страны за 2015 год, и что с ними делать.

 

Рекордсмен по убыткам

 

Начиная с зимы 2014–2015 годов в качестве реакции на очередной обвал рубля Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) начал продвигать в массы идею о необходимости создания в стране банка «плохих» долгов. Чтобы сложить все безнадежные и близкие к безнадежности кредиты в одну корзину и расчистить балансы банков. При этом банк «плохих» долгов постоянно был и остается рядом с нами.

 

Убыток ВЭБа в 2014 году составил рекордные 249,7 млрд рублей. В кризис 2008–2009 годов банк тоже получил убыток, но его сумма была существенно меньше – минус 81,3 млрд рублей. В остальные годы госкорпорация была прибыльна. Но тучные времена прошли, наступили худые, и убытки ВЭБа начали расти как снежный ком. В конце марта 2015 года глава ВЭБа Владимир Дмитриев говорил, что в этом году ВЭБ намерен сократить свои убытки как минимум в два раза. Но в сентябре 2015-го портфель кредитов, по которым может наступить дефолт, уже оценивался в 400 млрд рублей. В первом полугодии 2015 года убыток ВЭБа составил 73,5 млрд рублей. По итогам года убыток банка развития может превысить совокупную прибыль всей банковской системы страны, к которой он, правда, формально не относится.

 

Олимпийские резервы

 

Причины убытков ВЭБа во многом коренятся в политике Банка России, требующего создавать резервы по всем выданным кредитам. Чем хуже обслуживается долг, тем больше должен быть резерв на потерю по ссуде. Очень большой портфель безнадежных долгов ВЭБа – это кредиты предприятиям, находящимся на территории Украины, и ссуды, выданные на строительство инфраструктуры олимпийского Сочи. В частности, ВЭБ рассчитывал получить долги с другой госкорпорации – «Олимпстрой», – созданной специально для подготовки Сочи к зимней Олимпиаде-2014, но спешно ликвидированной в прошлом году.

 

По разным оценкам, уровень задолженности ВЭБа составляет порядка 1,2–1,5 трлн рублей, говорит аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. (Для сравнения: весь объем федеральной программы развития Крыма оценивается в 700 млрд рублей. – Прим. ред.) По ее словам, такая задолженность образовалась в связи с большими отчислениями на резервы под обесценение, а ведь сами резервы любого банка пополняются за счет его выручки. Поэтому в случае ВЭБа на резервирование ушло больше, чем банк смог заработать.

Кроме того, негативно на финансовых показателях банка сказался рост просроченных долгов, доля просрочки более 30 дней в кредитном портфеле составляет 17,2%. Это очень высокий показатель. В среднем уровень просрочки в банках России – порядка 7%, – отмечает аналитик.

Под проблемные кредиты ВЭБ резервирует 105% от суммы кредита, что опять-таки приводит к снижению прибыли – в данном случае к убытку.

 

Плечо Минфина

 

Проблема ВЭБа в том, что он вкладывал средства в инвестпроекты, участие в которых не зависело от его воли (по закону наблюдательный совет госкорпорации, определяющий проекты для инвестиций, возглавляет премьер-министр. – Прим. ред.), а они оказались крайне убыточными, а залоги по кредитам – малоценными, отмечает директор по региональным рейтингам и инфраструктурным проектам рейтингового агентства RusRating Антон Табах. Эти «дыры» теперь надо затыкать из собственного капитала. При 100% государственного владения ВЭБом это означает, что деньги должны быть выделены из бюджета, в той или иной форме.

 

ВЭБ уже давно нуждается в увеличении уставного капитала. Минфин не отрицает этого и готов оказать банку поддержку. Об этом заявил 9 декабря министр финансов РФ Антон Силуанов.

Если ВЭБ за счет реализации своих активов не сможет погасить обязательства, федеральный бюджет подставит плечо и придет ему на помощь. В таком формате мы готовы предоставить поддержку ВЭБу, – сказал министр.

Ранее министр экономического развития России Алексей Улюкаев заявлял, что ВЭБ целесообразно докапитализировать через выпуск облигаций федерального займа (ОФЗ) уже в 2015 году.

 

По этой же схеме – через выпуск долговых госбумаг – в этом году проходит докапитализация ряда коммерческих банков. Сама эта программа была принята в конце декабря 2014 года, чтобы поддержать банки в кризис и позволить им увеличить или хотя бы сохранить на прежнем уровне объемы выдаваемых экономике страны кредитов. В документе было предусмотрено, что правительство делает имущественный взнос в Агентство по страхованию вкладов (АСВ), выпустив специальные ОФЗ (ставка первых купонов фиксированная – 10,55–10,95% годовых), которыми АСВ оплачивает субординированные долги банков.

 

Антон Силуанов также отметил, что единовременная эмиссия необходимого объема ОФЗ для поддержки ВЭБа составляет около 1,7% ВВП (это порядка 1 трлн рублей), что, естественно, может увеличить дефицит бюджета и госдолг.

 

Государство, дай триллион!

Необходимо в первую очередь использовать ресурсы ВЭБа в рамках реализации его активов, которые были накоплены, – заявил Силуанов.

При этом министр признает, что на работу с активами потребуется время, а деньги банку нужны уже сейчас.

 

Активы госкорпорации на первое полугодие этого года составили 3,85 трлн рублей. Формально они превышают объем долгов, но в силу своего качества и экономической ситуации вряд ли могут быть реализованы сейчас по хорошей цене.

 

По мнению министра финансов, «единовременная расчистка баланса не стимулирует менеджмент (ВЭБа. – Прим. ред.) улучшать работу с активами».

 

Сказались на деятельности ВЭБа и секторальные санкции США и ЕС. Фактически банк лишился возможности привлекать средне- и долгосрочное финансирование на Западе, а значит, он не может рефинансировать свои долги, отмечает Анна Кокорева.

 

Она напоминает, что ВЭБ изначально был образован для того, чтобы быть посредником во внешней торговле между Россией и другими странами. Позже банк стал не только производить платежи, но и участвовать в финансировании как внешних проектов страны, так и внутренних.

ВЭБ изначально был создан для того, чтобы реализовывать задачи, которые перед ним ставит государство. Называть банк заведомо убыточным или поглощающим деньги государства нет оснований, так как с момента реорганизации в 2007 году он стабильно показывал рост чистой прибыли из года в год, за исключением 2011-го: тогда было снижение чистой прибыли год к году, но не убыток, – говорит Кокорева.

 

Ввиду сложности структуры ВЭБа и его проектов приходится полагаться на ту сумму возможной докапитализации банка, которую они сами запрашивают. По прикидкам самого ВЭБа и Минэкономразвития, это примерно 1,3 триллиона рублей, – полагает Антон Табах.

Может, взять и поделить?

 

Не стоит забывать о том, что ВЭБ – это еще и государственная управляющая компания, которая управляет средствами Пенсионного фонда России и средствами накопительной части пенсии тех людей, которые в ходе реформы не сделали свой выбор в пользу частного управляющего, – так называемых молчунов. Здесь ВЭБу тоже хвастаться нечем. По данным ПФР, за 2014 год 12 управляющих компаний, включая ВЭБ, по портфелю госбумаг показали убытки. А доходность пенсионных накоплений по расширенному инвестиционному портфелю у ВЭБа составила всего 2,68%. Инфляция в России в 2014 году равнялась 11,4%.

 

В идеале нормальным решением проблемы долговой «дыры» в ВЭБе Антон Табах видит разделение госкорпорации на «нормальный» банк развития, управляющую компанию, которая продолжит работать с пенсионными накоплениями граждан, и агентство по обслуживанию госдолга. При этом банк развития, по его мнению, должен работать с господдержкой, но на принципе возвратности и с введением прямого запрета на участие в заведомо убыточных проектах. Такие проекты, полагает эксперт, можно было бы финансировать напрямую из бюджета.

Но такой вариант раздела потребует серьезных изменений и в структуре, и в политике, и в кадрах ВЭБа – «выбивать» бюджетные средства несколько проще, – резюмирует Табах.

Вне зависимости от того, какой сценарий развития выберет государство для Внешэкономбанка, отзыв лицензии ему не грозит. По той простой причине, что ВЭБ всю свою жизнь в постсоветский период работает без нее – и во времена зарабатывания прибыли, и во времена накопления убытков.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Банки.ру