Курсы валют
USD 59,2811 −0,0137
EUR 69,6434 −0,2889
USD 59, 1300 −0,1300
EUR 69, 6550 −0,0700
USD 59,2 728 0,0198
EUR 69, 7008 0,0757
USD 59,1100 59,2900
EUR 69,6000 69,7800
покупка продажа
59,1100 59,2900
69,6000 69,7800
11.12 — 18.12
59,0000
70,0000
BRENT 63,40 −0,03
Золото 1248,50 0,03
ММВБ 2104,99 0,08
Главная Новости ФАС обвинила Минздрав в плохом надзоре за работой медиков
Минздрав и Росздравнадзор не следят за медиками - ФАС

Минздрав и Росздравнадзор не следят за медиками - ФАС

Источник: РБК.Daily |

Контроль за качеством и безопасностью работы медиков в России проводится формально, утверждает ФАС в докладе для правительства. Такие выводы ведомство сделало после того, как проверило деятельность Росздравнадзора.

Формальная медицина

Поручение о проведении проверки дала ФАС вице-премьер Ольга Голодец в июле 2014 года. Тогда речь шла о совершенствовании контроля за охраной здоровья и снижении количества неэффективных проверок, пояснил РБК помощник Голодец Алексей Левченко. Проверка не выявила фактов дискриминации участников рынка со стороны Росздравнадзора, пишет ФАС. Зато ведомство выявило другие нарушения, и подробное их описание занимает более 130 листов.

«В целом контроль качества и безопасности медицинской деятельности носит формальный характер», – заключает ФАС по итогам проверки центрального аппарата и 79 территориальных органов Росздравнадзора. Одна из главных причин этого – отсутствие параметров, по которым надзорное ведомство могло бы определить, является ли деятельность медиков качественной или нет.

Необходимых критериев не нашлось в положении, которым руководствуется Росздравнадзор, а также в порядках и стандартах медицинской помощи, хотя по закону эти документы являются базовыми. Без этих норм определить качество медицинской помощи невозможно, поэтому результат лечения может не удовлетворить пациента, а государственные расходы при этом могут оказаться завышенными, говорится в докладе. Минздрав и Росздравнадзор в целом не создали нужную законодательную базу для работы надзорного ведомства, утверждает ФАС.

Страховщики не помогут

С выводами ФАС можно частично согласиться, сказала РБК директор Института экономики здравоохранения при ВШЭ Лариса Попович. Правда, по ее словам, Минздрав дает «определенные дефиниции» по определению качества в документах, регулирующих деятельность страховых компаний, но их недостаточно. Из-за невнятных разъяснений самого Мин­здрава «складывается ситуация, когда страховая компания может штрафовать, а может не штрафовать за невыполнение стандарта – все в ручном режиме», поясняет эксперт.

Адвокатами пациентов по существующей системе должны быть страховые компании, продолжает она, но в действительности этого не происходит, хотя бы потому, что пациенты мало им жалуются: на 1,5 млрд контактов граждан с медицинскими учреждениями в год приходится всего 3 тыс. жалоб. Проверки документов тоже ни к чему не приводят, отмечает эксперт.

«На протяжении последних 15 лет страховые компании докладывают, что в проверенных ими первичных документах медицинского учреждения дефекты качества медицинской помощи наблюдаются в 53% случаев – при этом все 15 лет таким же и остается... ничего не меняется, никто не принимает никаких решений», – говорит Попович.

Вместо существующих порядков ФАС предлагает узаконить клинические протоколы, распространенные в мировой практике. Этот инструмент лучше поспособствует оценке качества работы больниц, поскольку протоколы содержат поэтапный алгоритм лечения. Но мировая система здравоохранения уже шагнула дальше, замечает Попович: «Опыт США показывает, что даже их хорошо разобранные клинические протоколы дают сбои и больше 100 тыс. человек умирают от правильно выбранного лечения, которое не подходит конкретным людям». Поэтому, пока Россия думает о стандартизации медицины, мир уже уходит от нее к персонификации лечения. «Вся система здравоохранения все больше понимает, что лечить нужно не болезнь, под которую написан протокол, а больного», – говорит Попович.

Рецепт от ФАС

В краткосрочной перспективе (до 2016 года) ФАС предлагает предпринять ряд мер по улучшению ​ситуации. Помимо разработки всех необходимых нормативных актов и перехода на клинические протоколы антимонопольщики предлагают пересмотреть действующие порядки оказания медицинской помощи вместе с медицинскими экспертами и саморегулируемыми организациями.

Ведомство считает важным сократить плановые проверки и сосредоточить усилия на внеплановых проверках по жалобам. Сегодня контроль «раздроблен» между различными ведомствами, а их работа зачастую не согласована, отмечает ФАС. Например, в области лицензирования медицинской деятельности полномочия Росздравнадзора пересекаются с функциями региональных органов власти. В части проверок — с Рострудом. В результате проверки одних и тех же медицинских организаций может проводить сразу несколько ведомств.

Доклад направлен в правительство 15 января, сообщили в ФАС. Там пока не знают, будут ли рассматривать документ на заседании кабмина. Выводы будут сделаны по итогам анализа доклада, сказал помощник Голодец. Представитель Минздрава не ответил на запрос РБК.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости
Еще от РБК.Daily