Курсы валют
USD 57,0233 −0,4014
EUR 61,9615 0,0979
USD 57,0 725 0,0300
EUR 62, 1250 0,0825
USD 57,0 970 0,0500
EUR 62, 1654 0,1026
USD 57,0000 57,1500
EUR 62,0000 61,3700
покупка продажа
57,0000 57,1500
62,0000 61,3700
27.03 — 03.04
56,7000
61,2000
BRENT 50,18 −0,12
Золото 1258,53 0,05
ММВБ 2007,03 0,08
Главная Новости Улетай, подешевело!
Улетай, подешевело!

Улетай, подешевело!

Источник: Ъ-Газета |

Замедление роста авиаперевозок вынуждает авиакомпании развернуть борьбу за пассажира, выливающуюся в ценовые войны. Распродажи билетов в низкий зимний сезон объявляются чаще и начинаются раньше, компании замораживают тарифы. Эксперты и участники рынка полагают, что билетные войны приведут к дальнейшему падению рентабельности авиакомпаний и есть риск, что их смогут пережить только те, кто найдет внешнюю финансовую поддержку.

Вчера "Аэрофлот" и "Сибирь" (S7) объявили о зимней распродаже авиабилетов. Но если в 2014 году авиакомпании начали такую акцию в марте, распространив ее и на международные рейсы, в этом году распродажа стартовала на месяц раньше и только на внутренние рейсы. В рамках акции компании вдвое снизили цены на билеты экономкласса, весной 2014 года скидки не превышали 40%. В "Сибири" "Ъ" пояснили, что такие акции обычно проводятся дважды в год в низкий сезон с целью привлечения дополнительных пассажиров, но не стали раскрывать количество мест, на которые снизят цены. Источник "Ъ" в "Аэрофлоте" отметил, что распродажи "действительно участились для стимуляции спроса в кризис". С октября компания провела пять распродаж, включая нынешнюю.

Темпы роста пассажирских авиаперевозок в России постепенно снижались к концу года, причем наиболее сильно упал международный сегмент. Официальных данных по итогам года еще нет. По данным источников "Ъ", пассажиропоток увеличился примерно на 10%, до 93 млн человек, но рост более прибыльных международных перевозок не превысил 3%, тогда как на внутренних рейсах составил около 18%.

Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает, что у участившихся распродаж две цели: маркетинговая и стратегическая: "С одной стороны, компании стремятся на стагнирующем рынке увеличить пассажиропоток в преддверии неприбыльного февраля, с другой — выставляя низкий тариф, можно сильно ударить по конкурентам". Собеседник "Ъ" в совете директоров "Аэрофлота" замечает, что если с рынка уйдут две крупные авиакомпании, то перевозчик "должен быть готов забрать освободившийся пассажиропоток". Речь в данном случае может идти о "Трансаэро" и "ЮТэйр", столкнувшихся в последние месяцы с серьезными проблемами. Компании обращались за помощью в правительство в связи с высокой долговой нагрузкой (в частности, из-за падения рубля перевозчикам стало сложнее обслуживать валютные лизинговые платежи).

Впрочем, и проблемные авиакомпании пытаются вести борьбу за долю на рынке. "Трансаэро", получившая в конце декабря госгарантии по кредитам на 9 млрд руб., в январе сообщала о восстановлении части рейсов в зимнем расписании "с учетом стабилизирующегося спроса". Также компания объявила о заморозке тарифов на рейсы по России в 2015 году (на тех маршрутах, где она единственный перевозчик, она обещала снизить тарифы на 5-7%) и отказалась взимать топливный сбор с билетов на международные рейсы, приобретаемые на своем сайте или в собственных офисах. "ЮТэйр" еще в ноябре объявила о резком снижении цен на билеты (от 990 руб., не включая аэропортовые и агентские сборы) на ряде направлений, где начал работу дочерний лоукостер "Аэрофлота" "Победа".

Интерес к внутренним направлениям можно объяснить падением рынка международных чартерных перевозок после банкротства ряда туроператоров, считают источники "Ъ" в туристической отрасли. Но "постоянное занижение тарифов снизит рентабельность авиакомпании, а при сохранении роста расходов уменьшится доходная часть", пояснил "Ъ" один из собеседников в отрасли. По его словам, сейчас авиаперевозчики не могут себе позволить удерживать низкие тарифы, в зависимости от структуры маршрутной сети и флота затраты компаний в среднем выросли на 25-30% к аналогичному периоду 2014 года. Собеседник "Ъ" в авиаотрасли добавляет, что достигнуть уровня безубыточности "получится, лишь подняв тарифы минимум на 20%". Но сейчас ситуация обратная: по его оценке, летом средний тариф авиакомпаний на внутренних направлениях составлял около 6,3 тыс. руб., сейчас он упал примерно на 1 тыс. руб.

По мнению Ирины Ступаченко из ИК "Открытие Капитал", в ценовых войнах выживут сильнейшие и крупнейшие. "Для резкого снижения цен на авиабилеты необходимо иметь определенную "подушку ликвидности" или финансовые источники, например возможность привлечения кредитов",— полагает она. При поддержке игроки смогут какое-то время терпеть финансовые трудности ради увеличения доли рынка в надежде, что платежеспособный спрос восстановится. Но это, добавляет аналитик, отрицательно скажется на их маржинальности и финансовых результатах в краткосрочной перспективе.

Елизавета Кузнецова

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости
Еще от Ъ-Газета