Курсы валют
USD 63,8741 −0,0501
EUR 68,6902 0,9242
USD 63,8 725 0,0400
EUR 68,4 325 0,0175
USD 63,8 702 −0,0248
EUR 68, 4416 −0,1348
USD 64,0000 64,0500
EUR 68,4500 68,7300
покупка продажа
64,0000 64,0500
68,4500 68,7300
05.12 — 12.12
65,2000
69,3000
BRENT 53,69 −0,32
Золото 1169,42 0,02
ММВБ 2152,35 −0,05
Главная Новости Аналитика Осторожно — комиссия!
Осторожно — комиссия!

Осторожно — комиссия!

Источник: Рамблер/финансы|
21:11 11 августа 2015
В условиях сжатия кредитования и ужесточения требований к потенциальным заемщикам банки ищут альтернативные пути получения заработка, в частности, наращивают комиссионные доходы. Для потребителя финансовых услуг это означает, что следует быть внимательнее ко всем условиям банковских продуктов, потому как их полная стоимость иногда может удивить. Где подстерегают россиян комиссии, разбирался портал «Рамблер.Финансы».
Осторожно — комиссия!
Фото: depositphotos.com

В условиях сжатия кредитования и ужесточения требований к потенциальным заемщикам банки ищут альтернативные пути получения заработка, в частности, наращивают комиссионные доходы. Для потребителя финансовых услуг это означает, что следует быть внимательнее ко всем условиям банковских продуктов, потому как их полная стоимость иногда может удивить. Где подстерегают россиян комиссии, разбирался портал «Рамблер.Финансы».

 

В том, что в текущей ситуации банки решили сделать ставку на рост комиссионных, нет ничего удивительного. Кредитовать сегодня опасно — слишком много некачественных заемщиков, которые впоследствии могут выйти на просрочку и даже «дефолтнуть». Поэтому банки, если и выдают ссуды, то только после внимательной оценки и сопоставления многих факторов. Таким образом, кредитные портфели сжимаются, а вместе с ними снижаются и процентные доходы финансовых организаций. В свою очередь, комиссионные доходы растут. «Банк имеет существенную часть доходов с комиссий, и этот показатель растет, — признается Дмитрий Каштанов, вице-президент МДМ Банка. — Мы предполагаем постепенный рост в данном направлении, отталкиваясь от сегодняшних показателей». «Действительно, в условиях нынешней рыночной ситуации банк сфокусирован, в том числе, в увеличении некредитных доходов», — соглашается Наталья Волошина, начальник управления депозитных и расчетных продуктов Промсвязьбанка. «Банк в течение многих лет реализует стратегию увеличения доли комиссионных доходов, — говорит, в свою очередь, Валерий Торохов, предправления банка «Авангард». — Эта стратегия стала еще более актуальной в 2013 году, когда банк принял решение о существенном сокращении кредитования физических лиц. Затем было принято решение сократить также и кредитование юридических лиц».

 

«Средняя температура» по больнице, то есть по банковскому сектору, в целом, такова. Что же касается конкретных направлений для роста комиссий, то условно их можно разделить на три группы.

 

Во-первых, это различные переводы, так называемое, расчетно-кассовое обслуживание.

 

Особыми успехами по сбору комиссий в этом сегменте могут похвастаться, конечно, банки, специализирующиеся на обслуживании корпоративных клиентов. «У нас порядка 100 тысяч активных корпоративных клиентов, что позволяет банку получать существенный комиссионный доход, — рассказывает Валерий Торохов. — Значительную роль в успехе осуществления нашей стратегии играет полнофункциональный интернет-банк, в котором можно провести любые необходимые операции и которым пользуются свыше 95% наших клиентов — юридических лиц».

 

Что касается переводов между физическими лицами, то довольно высокие комиссии могут поджидать клиентов, пользующихся модными нынче P2P-переводами, то есть переводами с карты на карту любого банка. Например, воспользовавшись подобным сервисом Альфа-банка можно заплатить до 1,95% от суммы перевода (речь идет о переводах с дебетовых карт, переводы с кредиток обойдутся дороже). Максимальная сумма разового перевода с помощью данной кредитной организации составляет 75 000 рублей, за подобный перевод между картами других банков (либо с Альфа-банка на другой банк) вы заплатите 1 462,5 рубля. Аналогичный перевод с помощью сервиса МКБ стоит 1,75%, или 1 312,5 рублей. В Сбербанке на карту другого банка можно перевести до 30 000 рублей за одну операцию. Комиссия, правда, ниже — всего 1,5%, если переводить деньги через онлайн (2% — если вы пойдете для этого в отделение банка). С 30 000 рублей комиссия составит 450 рублей.

 

Во-вторых, это типовые массовые банковские услуги — к примеру, SMS-информирование, снятие средств с карточных счетов в банкоматах, и проч. «В приоритете продажа продуктов существующим клиентам банка, среди самых простых — SMS информирование, вклады», — делится Дмитрий Каштанов. «Традиционно Промсвязьбанк силен в депозитных продуктах, доля доходов от которых всегда была и остается значительной, — продолжает Наталья Волошина. — Также, мы стремимся наращивать комиссионный и транзакционный доход, оптимизируя тарифы РКО, тарифы по платежным картам и пр.».

 

SMS-информирование в среднем по рынку может стоить от 30 до 100 рублей (например, 30 рублей у Сбербанка, 60 рублей — по картам МКБ, и т.д.). Возможно, вы слышали, что по Закону «О национальной платежной системе» банки обязаны информировать держателей карт обо всех проведенных операциях — им вменена такая обязанность именно в целях борьбы с мошенничествами. Однако в законе не прописаны сроки такого оповещения и способ. То есть кредитные организации могут сообщить о проведенной операции, скажем, по электронной почте (или даже обычной почте) в течение нескольких дней после совершенной транзакции. Поэтому подключение информирования с помощью мобильного телефона, безусловно, в первую очередь, важно для вас как для держателя карты. Число и суммы мошеннических списаний год из года растет, а платить (возмещать ущерб) впоследствии по таким операциям банки не спешат. В то же время, простым подсчетом получаем, что при месячном платеже за SMS-информирование в 50 рублей с 10 000 держателей карт банк имеет 0,5 млн рублей в месяц. У крупных розничных банков количество выпущенных «кредиток» исчисляется миллионами. Скажем, в конце 2014 года ВТБ24 отчитывался о 18 млн эмитированных карт.

 

В-третьих, это продажа сопутствующих небанковских услуг, к примеру, страховок, негосударственных пенсионных фондов (НПФ), и др. «Одно из ключевых направлений, которое мы развиваем на сегодняшний день — это комиссионный доход от небанковских продуктов — коробочное страхование, НПФ и пр.», — рассказывает Наталья Волошина. «Мы также работаем над развитием продаж других комиссионных продуктов через дистанционные каналы — страхование, кредиты и так далее, — продолжает Дмитрий Каштанов. — Это направление приоритетно, так как позволяет банку существенно расширить каналы продаж комиссионных продуктов, а некоторые из них в перспективе продавать только там».  Подсчет комиссий в канале так называемых кросс-продаж — сложная задача. Размер агентского вознаграждения, которое в данном случае получает кредитная организация за продажу продукта, устанавливается индивидуально — в зависимости от выстроенных отношений с той или иной страховой компанией, НПФ, УК, и др. По оценкам экспертов, комиссия может доходить до 20-30%% от стоимости реализуемого продукта.

 

Фаина Филина

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика