Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2300
EUR 68,2000 68,2300
покупка продажа
64,0000 64,2300
68,2000 68,2300
28.11 — 05.12
64,7500
69,7500
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Аналитика В России действует культ наличности
В России действует культ наличности

В России действует культ наличности

Источник: Рамблер/финансы|
10:47 28 августа 2015
Рынок платежных инструментов предлагает много инноваций, тем не менее основная масса потребителей не спешит ими пользоваться, предпочитая применять в повседневной жизни привычный метод оплаты наличными.
В России действует культ наличности
Фото: depositphotos.com

По результатам опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного в прошлом году, примерно половина россиян никогда не использовала дистанционные сервисы оплаты, а треть не имела дела с банкоматами и платежными терминалами. В то же время, порядка 90% участников опроса ежедневно пользуются наличными.

 

Другими словами, россияне склонны выбирать традиционные каналы получения финансовых услуг, например, банковские или почтовые отделения. На втором месте — переходные каналы, с помощью которых клиенты осуществляют операции, используя определенное оборудование. Это банкоматы, платежные терминалы и т.д. На третьем месте — инновационные каналы, предполагающие, что потребитель совершает денежные операции, используя свою собственную технику.

 

Получается, сейчас человек, скорее потратит время на то, чтобы сходить в банк и отстоять в очереди, нежели осуществит операцию через мобильное приложение за пять минут. И это несмотря на то, что именно такие инновационные платежи признаны участниками исследования, как самые удобные. Парадокс объясняется тем, что, по мнению клиентов банков, на рынке отсутствует регулятор, который следил бы за безопасностью данных каналов предоставления финансовых услуг. Это подтверждает исследование НАФИ 2014 года, показавшее, что 94% опрошенных затруднились назвать организацию, контролирующую электронные платежи.

 

Еще одна причина непопулярности инновационных методов оплаты — пассивность потребителей, совмещенная с желанием минимизировать ответственность за свои действия. Например, в случае, с обслуживанием в банковском отделении, ответственным лицом является сотрудник банка.

 

Те же, кто пользуются мобильным банком предпочитают применять его для оплаты интернета и мобильных услуг или совершая заказы через глобальную сеть или по каталогам, а также для погашения банковских кредитов и прочих задолженностей.

 

Бизнес немного впереди

 

Бизнес более открыт к инновациям финансового рынка, о чем говорят результаты опроса НАФИ, проведенного в июле этого года.

 

Оказалось, чем меньше и моложе компания, тем чаще ее руководство использует мобильный банк для отслеживания баланса и управления финансами. Так, среди микро-организаций, открытых подобным инновациям, набралось 40%, тогда как среди крупного бизнеса — 29%. Среди молодых предприятий, образованных в 2000-е, мобильным банком пользуются 39%, а среди образованных до 1990 года — 25%.

 

Каковы же перспективы мобильного банка?

 

Будущее инновационных каналов финансовых услуг весьма туманно. Не осуществляют и не планируют осуществлять мобильные платежи и переводы 69,2% населения. Только 12,9% не пользуются мобильным банком, но планируют начать. Впрочем, это декларируемое намерение. В лучшем случае половина от этого числа действительно попробует использовать мобильный банк. Из них постоянными потребителями станет примерно одна треть.

 

По мнению руководителя направления корпоративных исследований НАФИ, Ольги Стасевич, несмотря на невысокую долю пользователей мобильными платежами можно говорить о потенциале данной услуги. Однако ее распространение сопряжено с рядом условий и факторов: «Во-первых, чем чаще и разнообразнее совершаемые человеком платежи, тем вероятнее он станет пользоваться мобильным банком. Во-вторых, важна территориальная доступность, низкий уровень которой способствует применению инновационных способов оплаты. В-третьих, на пользование дистанционными каналами, в том числе мобильным банком, большое влияние оказывает степень информированности о них. Только половина россиян знают о таком способе оплаты и треть населения вынуждена отказываться от данной услуги по незнанию. Более того, большинство людей, включая предпринимателей, не понимают, какие выгоды несет мобильный банк и чем данная услуга может быть полезна. Решение хотя бы этой проблемы, может повысить число пользователей мобильного банка», — поясняет Ольга.

 

Стоит добавить, что потенциал также во многом зависит от доверия к подобным новинкам, восприятия потребителями инновационных каналов как более надежных и легких для понимания по сравнению с традиционными.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий