Курсы валют
USD 63,3028 −0,0873
EUR 67,2086 −1,0372
USD 62, 4950 −0,0350
EUR 66,0 500 0,0350
USD 62,2169 0,0000
EUR 65,5740 0,0000
USD 63,1200 62,9900
EUR 67,1000 66,4000
покупка продажа
63,1200 62,9900
67,1000 66,4000
05.12 — 12.12
63,9800
68,2800
BRENT 54,36 0,11
Золото 1157,93 −0,12
ММВБ 2208,53 0,36
Главная Новости Малый бизнес Борьба за гранты: как «малышам» получить помощь от государства
Борьба за гранты: как «малышам» получить помощь от государства

Борьба за гранты: как «малышам» получить помощь от государства

Источник: Рамблер/финансы|
14:13 9 ноября 2015
Выход из кризиса и увеличение производства, импортозамещение и новые рабочие места, рост налоговой базы, наконец. Все это должно обеспечиваться не федеральными мегапроектами, а стабильным развитием предпринимательской активности в стране. Впрочем, пока столь желаемый рост малого и среднего бизнеса в России тормозится. На что в нынешних условиях можно рассчитывать «малышам» - в нашем материале.
Борьба за гранты: как «малышам» получить помощь от государства
Фото: depositphotos.com

Среди основных сдерживающих факторов развития предпринимательской деятельности по-прежнему первое место занимает ограниченный доступ к финансовым ресурсам и высокие ставки по кредитам (50% опрошенных предпринимателей). На втором месте - неопределенность экономической ситуации (45%). Плохой бизнес-климат (31%), низкое качество кадровых ресурсов (27%) и проблемы с доступом к рынкам сбыта, а также высокие издержки на инфраструктуру (по 22%) – также играют не на руку отечественным предпринимателям. Такие данные приводит KPMG.

 

Благие намерения, разбившиеся о реальность

 

В начале октября российское правительство приняло проект стратегии по развитию МСБ в России. Согласно проекту, поддержать малый и средний бизнес в стране должна Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, созданная на базе Агентства кредитных гарантий с участием МСП-банка.

 

Министерство экономического развития оценивает стоимость поддержки МСБ в 819,5 млрд рублей в соответствие с долгосрочным планом до 2030 года. В то же время Агентство стратегических инициатив отмечает, что конкретных мер в предложенной стратегии практически нет, а эффективность действующих программ крайне невелика.

 

Так по итогам прошлого года гарантийная поддержка через МСП-банк составила всего 2,1 млрд рублей (всего 5,3% от запланированного объема). Агентство кредитных гарантий закрыло год с еще более скромными результатами: обязательства были выполнены всего на 1,4 млрд рублей (и это при уставном капитале в 50 млрд рублей). Похоже, уже никто не ждет от новорожденной структуры радикальных результатов.

 

Такие планы озвучивает глава Корпорации развитию малого и среднего предпринимательства Александр Браверман:

«У нас есть четкое временное расписание. К концу 2016 года мы должны получить ощутимые результаты в экономике от создания системы комплексной поддержки малого бизнеса. Система должна функционировать в полном объеме к сентябрю следующего года. С 2018 по 2024 год экономика должна быть диверсифицирована в сторону трех базовых составляющих: несырьевой экспорт, инновационная продукция и импортозамещение».

Силами регионов прирастать будем?

 

В таких условиях, похоже, остается надеяться только на региональные программы. Посмотрим, как обстоят дела в субъектах федерации.

 

В каждом регионе есть комитеты экономического развития, задача которых – поддержка местных предпринимателей. Причем формат поддержки самый разный. От субсидий начинающим предпринимателям (до 500 тыс. рублей) и компенсации лизинговых платежей (до 5 млн рублей) до выставочных бюджетов (до 300 тыс. рублей) и затрат на уплату процентов по кредитам (до 5 млн рублей). Помимо этого, местные правительства пытаются поддержать «малышей» поручительствами и гарантиями по банковским кредитам. Все большую роль начинают играть и микрофинансовые организации, которые выдают предпринимателям микрозаймы до 1 млн рублей.

 

 

Впрочем, эффективность таких региональных программ зависит от размера местных бюджетов и активности госструктур. Несколько цифр. В Курганской области в 2014 году прямую господдержку получили 152 предприятия в сумму 78 млн рублей. В Челябинской области госсубсидий было выдано на 65 миллионов рублей. В Пензе – на 107 млн. рублей. В Свердловской области помощь получили 700 предпринимателей на сумму в 1 млрд. рублей. В лидирующей Москве с 2012 по 2014 года «малышей» поддержали на 7,3 млрд рублей. Но уже в 2015 году по понятным причинам большинство регионов сократили программы поддержки на 15-25%. Точные цифры станут доступны только в начале 2016 года, но уже сейчас понятно, что регионалы сократили объемы помощи по всем фронтам.

 

Отдельно можно отметить Дальний Восток, где региональные структуры субсидируют предпринимателям часть затрат на лизинг оборудования, модернизацию производства, энергосберегающие технологии и инновации, компенсируют организационные расходы и субсидируют уплату процентов по кредитам. Кстати, именно здесь, в ДФО стартовал пилотный проект по созданию «Территорий опережающего развития» (ТОР), нацеленный на привлечение крупных инвесторов. Речь идет о льготах на предоставление резидентам земельных участков, бесплатную инфраструктуру, свободную таможенную зону, налоговые каникулы и пониженную ставку страховых взносов. Впрочем, и у этого проекта немало противников, в том числе из предпринимательской среды. Последние считают, что создание «оазисов для избранных» убьет конкуренцию и негативно скажется на деловом климате.

 

Очередь за грантом: кто последний?

 

Вся информация по условиям получения помощи находится в открытом доступе на сайтах региональных органов: Минэкономразвития и комитетов по развитию малого и среднего предпринимательства. Частный бизнес консультируют и в местных ячейках «Опоры России» и «Деловой России».

 

Заметим, что предприниматели выстраиваются в очередь за господдержкой. Но дают ее далеко не всем. Чтобы претендовать на льготы или прямую финансовую помощь, компания должна соответствовать ряду требований. Приоритет отдают молодым предпринимателям и новым компаниям, а также инновационным проектам или производствам, ориентированным на экспорт.

 

Еще один важный фактор – число создаваемых рабочих мест. Тут чем больше – тем лучше. В среднем, каждый регион обрабатывает около 1100-1500 заявок в год и, в зависимости от отрасли, конкурс составляет 2-8 заявок на каждый грант. Приоритетные направления везде свои. В первой половине 2015 порядка 30% предпринимателей, получивших грант, работали в сфере услуг, 20% - заняты в производстве и лишь 12% - в торговле.

Если вы хотите подать заявку на грант, первым делом изучите всю информацию по прошедшим конкурсам, проанализируйте успешные кейсы, чтобы знать, на что обратить внимание. А еще позаботьтесь о наличии грамотного бизнес-плана и экономического обоснования. С момента подачи заявки до принятия решения обычно проходит 6-8 недель.

Кстати, большинство программ поддержки работают по принципу софинансирования. Другими словами, предполагают вложения собственных средств. Не у всех они есть, а банковские кредиты не так легко получить. На помощь приходят микрофинансовые организации, но и у них есть ограничения по объему выдаваемой суммы (1 млн рублей).

 

 

К тому же выделенный грант может быть потрачен только на определенные статьи расходов, и контролирующая структура в любой момент может потребовать отчетности.

 

Вот реальный пример того, как региональные бизнесмены борются за финансирование.

 

Сергей Партин, основатель кондитерской сети и франшизы «Маруся» (Нижний Тагил) рассказывает о своем опыте получения субсидии:

«Половина стартовых инвестиций была получена в виде грантов от городских властей и областного фонда поддержки предпринимательства. Мы дважды участвовали в конкурсах и оба раза получили по 300 тыс. рублей. Сначала на открытие и развитие собственной кондитерской, а затем уже на запуск франшизы. Получить гранты оказалось довольно просто – требования понятные, конкурентов в нашей области было мало, плюс очень помог тщательно составленный и обоснованный бизнес-план, о котором высоко отозвались члены конкурсного жюри».

Вот и получается, что на поддержку от государства в первую очередь может рассчитывать тот бизнесмен, кто создает уникальный продукт, не имеющий аналогов, а также ориентированный на экспорт и «импортозамещение».

 

Анастасия Пак

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Малый бизнес