Курсы валют
USD 56,9838 0,0131
EUR 62,0440 −0,1224
USD 56,92 25 −0,0025
EUR 62,0 400 0,0300
USD 56, 8817 −0,1163
EUR 62,0 056 −0,0894
USD 56,7000 57,1000
EUR 61,9000 62,3000
покупка продажа
56,7000 57,1000
61,9000 62,3000
03.05 — 10.05
56,3000
60,2000
BRENT 51,92 0,08
Золото 1263,40 −0,01
ММВБ 2016,71 −0,13
Главная Новости Аналитика Николай Хлебинский. Как стартапу выйти на европейский рынок
Как стартапу выйти на европейский рынок

Как стартапу выйти на европейский рынок

Источник: Секрет Фирмы |

В инвестиционных презентациях многих российских стартапов есть пункт, посвящённый выходу на зарубежные рынки. На красивых слайдах указано, что Россия — это только тренировочный полигон для подтверждения гипотезы. Настоящие цели — США и Азия (по дороге часто обещают также захватить Германию, Францию и Великобританию).

 

Понятно, почему это важно. Мультипликаторы на российскую выручку (по которой инвестор будет проводить оценку стартапа) примерно в два раза ниже, чем на европейскую (на основе которых он хотел бы строить оценку при выходе).

 

Часто планы международной экспансии так и остаются на бумаге. У фаундеров на первых порах другие приоритеты, им нужно довести компанию до операционной прибыли прежде, чем закончатся привлечённые инвестиции. Мы в Retail Rocket первые полтора года своего существования тоже мало задумывались о продажах за пределами Рунета. Проблем хватало и дома. За 2014 год мы выросли в десять раз — и по числу сотрудников, и по выручке. Быстрое развитие требовало непрерывной доработки бизнес-процессов и погружения в работу в круглосуточном режиме.

 

Всё изменилось под воздействием двух факторов. Во-первых, в Россию начали заходить наши западные аналоги, и мы вдруг поняли, что можем с ними успешно конкурировать. Во-вторых, как многие, наверно, заметили, курс национальной валюты в конце 2014 года обрушился, и выручка в долларах или евро в один момент стала в два раза более привлекательной.

 

Решение попробовать свои силы за рубежом мы приняли менее года назад, но наши офисы уже работают в Италии и Нидерландах. Готовы поделиться опытом.

 

Этап I. Выбор рынка

 

У нас в этом вопросе было два ключевых критерия и несколько второстепенных.

 

Прежде всего мы оценивали объём (в нашем случае — рынка электронной коммерции). Как правило, такие данные можно найти в открытых источниках или относительно недорого купить.

 

Второй по значимости критерий — уровень проникновения технологий, которые мы собираемся предложить. К примеру, в Германии (крупнейший e-commerce-рынок Европы) мы насчитали более 80 прямых конкурентов, зато в соседних Нидерландах не увидели никого.

 

Теперь о второстепенных критериях.

 

Удалённость от штаб-квартиры лишь на первый взгляд кажется мелочью. Регулярные звонки и командировки в офис на другом конце света — очень непростая и финансово затратная штука.

 

Стоит учитывать и то, как в выбранной стране относятся к России — увы, у нас сегодня далеко не лучший имидж. Отношение может отличаться в зависимости от степени вовлеченности конкретной страны в те или иные события. В IT-тусовке политики почти нет (хотя все, конечно, спрашивают, что мы думаем про Путина), а типичный образ русского — «странный математик-шахматист, который пьёт много водки». Проблемы могут возникать при регистрации юридических лиц, открытии банковских счетов и т. д.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наСекрет Фирмы
Рубрики
Аналитика
Еще от Секрет Фирмы