Курсы валют
USD 63,4888 0,2142
EUR 73,9327 0,4519
USD 63, 4850 0,1325
EUR 74,2 475 0,0425
USD 63, 5350 0,0760
EUR 74,3 861 0,0361
USD 63,4000 63,5800
EUR 74,1600 74,0500
покупка продажа
63,4000 63,5800
74,1600 74,0500
23.07 — 30.07
63,0000
73,3000
BRENT 73,16 0,37
Золото 1229,62 0,07
ММВБ 2285,53 0,01
Главная Новости Инвестиции «Соллерс» теряет управление японцами
«Соллерс» теряет управление японцами

«Соллерс» теряет управление японцами

Источник: Ъ-Газета |

Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила покупку японской торгово-промышленной корпорацией Sojitz Corp. 21% акций ЗАО "Соллерс-Исузу" — СП "Соллерс" и Isuzu по производству грузовиков. В результате сделки Sojitz, уже владевшая 5% в СП, нарастит долю до 26%. В ФАС "Ъ" пояснили, что Sojitz покупает акции у "Соллерса", доля которого станет ниже контрольной — 45%. В "Соллерсе" отказались от комментариев, в Isuzu не смогли оперативно предоставить комментарий по сделке. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что "Соллерс" "в перспективе может полностью выйти из СП и отойти от развития бренда Isuzu в России, перестав заниматься и его дистрибуцией".

 

"Соллерс-Исузу" выпускает грузовики Isuzu на мощностях "Соллерса" в Ульяновске. По данным СПАРК на сентябрь 2014 года, в СП 66% принадлежало "Соллерсу", 29% — Isuzu Motors Limited и 5% — Sojitz Corp. В 2014 году выручка СП от продаж составила 3,67 млрд руб., чистая прибыль — 225 млн руб. Данные Ассоциации европейского бизнеса не отражают всего объема продаж бренда Isuzu в РФ. В 2015 году СП, по собственным данным, планировало выпустить порядка 2,5 тыс. грузовиков, в российском представительстве Isuzu уверяют, что в итоге "от плана не очень сильно отклонились".

 

Прекращение сотрудничества Isuzu с "Соллерсом", по мнению участников рынка, ожидаемо. С 2012 года машины Isuzu выпускались на УАЗе в рамках соглашения о промсборке, компоненты для них ввозились с таможенными льготами (пошлины 0-5% против 15% без льгот). Но это соглашение, подписанное по "старым" правилам (уровень локализации в 30%, объемы выпуска — не менее 25 тыс. автомобилей в год), по данным Минэкономики, истекло в феврале. При этом в сентябре Isuzu в партнерстве с Itochu подписала меморандум о сотрудничестве с группой ГАЗ Олега Дерипаски. Согласно документу, Isuzu может рассмотреть возможность организации контрактной сборки своих моделей на мощностях Горьковского автозавода. До конца года компании собирались определиться с "конкретными шагами в реализуемых проектах", отмечал глава группы ГАЗ Вадим Сорокин.

 

При этом за последний год структура бизнеса "Соллерса" в целом сильно поменялась. В апреле "Соллерс" потерял контроль в СП с Ford, при этом в перспективе и вовсе может выйти из него. В августе было прекращено соглашение о сотрудничестве с японскими Toyota и Mitsui по сборке Toyota Land Cruiser Prado. В Toyota отмечали "экономическую нецелесообразность" проекта, а эксперты уже тогда считали, что другие сборочные СП "Соллерса" тоже в зоне риска. В октябре стало известно (см. "Ъ" от 1 октября), что СП "Мазда-Соллерс" лишилось таможенных льгот, поскольку не локализовало производство до нужного уровня. Источники "Ъ" в отрасли отмечают, что завершение "Соллерсом" и его партнерами проектов, связанных с промсборкой, сейчас логично: "На взгляд иностранных инвесторов, проекты СП, в особенности по правилам старой промсборки, являлись краткосрочными, несмотря на первоначальную идею привлечения производителя всерьез и надолго". Наибольший эффект они имели "лишь в период действия таможенных льгот, а инвестировать дальше в хронически падающий рынок, особенно в сегменте коммерческого транспорта — довольно опрометчиво",— считают собеседники "Ъ".

 

Независимый эксперт Сергей Литвиненко замечает тенденцию к фокусировке "Соллерса" на основном бизнесе — УАЗе (например, там планируется запустить производство массовых автомобилей проекта "Кортеж"), при этом компания минимизирует свое вовлечение в совместные проекты. Между тем последние действия японских производителей (например, реструктуризация бизнеса Honda и Mazda) говорят о том, что многие из них занимают консервативную и выжидательную позицию относительно инвестиций в российский рынок, считает господин Литвиненко.

 

Яна Циноева

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Инвестиции
Еще от Ъ-Газета