Курсы валют
USD 63,3901 −0,5213
EUR 68,2458 −0,2544
USD 63, 2950 −0,0200
EUR 67, 1500 −0,1475
USD 63,3056 0,0000
EUR 67,2644 0,0000
USD 63,2500 63,5700
EUR 68,1000 67,6400
покупка продажа
63,2500 63,5700
68,1000 67,6400
05.12 — 12.12
63,0000
67,1000
BRENT 53,76 0,35
Золото 1170,90 −0,01
ММВБ 2207,02 0,59
Главная Новости Инвестиции «Соллерс» теряет управление японцами
«Соллерс» теряет управление японцами

«Соллерс» теряет управление японцами

Источник: Ъ-Газета|
11:20 8 декабря 2015
Блокпакет в СП по выпуску Isuzu получит Sojitz.
«Соллерс» теряет управление японцами
Фото: Коммерсантъ/Михаил Соколов

Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила покупку японской торгово-промышленной корпорацией Sojitz Corp. 21% акций ЗАО "Соллерс-Исузу" — СП "Соллерс" и Isuzu по производству грузовиков. В результате сделки Sojitz, уже владевшая 5% в СП, нарастит долю до 26%. В ФАС "Ъ" пояснили, что Sojitz покупает акции у "Соллерса", доля которого станет ниже контрольной — 45%. В "Соллерсе" отказались от комментариев, в Isuzu не смогли оперативно предоставить комментарий по сделке. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что "Соллерс" "в перспективе может полностью выйти из СП и отойти от развития бренда Isuzu в России, перестав заниматься и его дистрибуцией".

 

"Соллерс-Исузу" выпускает грузовики Isuzu на мощностях "Соллерса" в Ульяновске. По данным СПАРК на сентябрь 2014 года, в СП 66% принадлежало "Соллерсу", 29% — Isuzu Motors Limited и 5% — Sojitz Corp. В 2014 году выручка СП от продаж составила 3,67 млрд руб., чистая прибыль — 225 млн руб. Данные Ассоциации европейского бизнеса не отражают всего объема продаж бренда Isuzu в РФ. В 2015 году СП, по собственным данным, планировало выпустить порядка 2,5 тыс. грузовиков, в российском представительстве Isuzu уверяют, что в итоге "от плана не очень сильно отклонились".

 

Прекращение сотрудничества Isuzu с "Соллерсом", по мнению участников рынка, ожидаемо. С 2012 года машины Isuzu выпускались на УАЗе в рамках соглашения о промсборке, компоненты для них ввозились с таможенными льготами (пошлины 0-5% против 15% без льгот). Но это соглашение, подписанное по "старым" правилам (уровень локализации в 30%, объемы выпуска — не менее 25 тыс. автомобилей в год), по данным Минэкономики, истекло в феврале. При этом в сентябре Isuzu в партнерстве с Itochu подписала меморандум о сотрудничестве с группой ГАЗ Олега Дерипаски. Согласно документу, Isuzu может рассмотреть возможность организации контрактной сборки своих моделей на мощностях Горьковского автозавода. До конца года компании собирались определиться с "конкретными шагами в реализуемых проектах", отмечал глава группы ГАЗ Вадим Сорокин.

 

При этом за последний год структура бизнеса "Соллерса" в целом сильно поменялась. В апреле "Соллерс" потерял контроль в СП с Ford, при этом в перспективе и вовсе может выйти из него. В августе было прекращено соглашение о сотрудничестве с японскими Toyota и Mitsui по сборке Toyota Land Cruiser Prado. В Toyota отмечали "экономическую нецелесообразность" проекта, а эксперты уже тогда считали, что другие сборочные СП "Соллерса" тоже в зоне риска. В октябре стало известно (см. "Ъ" от 1 октября), что СП "Мазда-Соллерс" лишилось таможенных льгот, поскольку не локализовало производство до нужного уровня. Источники "Ъ" в отрасли отмечают, что завершение "Соллерсом" и его партнерами проектов, связанных с промсборкой, сейчас логично: "На взгляд иностранных инвесторов, проекты СП, в особенности по правилам старой промсборки, являлись краткосрочными, несмотря на первоначальную идею привлечения производителя всерьез и надолго". Наибольший эффект они имели "лишь в период действия таможенных льгот, а инвестировать дальше в хронически падающий рынок, особенно в сегменте коммерческого транспорта — довольно опрометчиво",— считают собеседники "Ъ".

 

Независимый эксперт Сергей Литвиненко замечает тенденцию к фокусировке "Соллерса" на основном бизнесе — УАЗе (например, там планируется запустить производство массовых автомобилей проекта "Кортеж"), при этом компания минимизирует свое вовлечение в совместные проекты. Между тем последние действия японских производителей (например, реструктуризация бизнеса Honda и Mazda) говорят о том, что многие из них занимают консервативную и выжидательную позицию относительно инвестиций в российский рынок, считает господин Литвиненко.

 

Яна Циноева

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Инвестиции
Еще от Ъ-Газета