Курсы валют
USD 59,5034 −0,1663
EUR 63,9424 0,2152
USD 59,5 175 −0,0225
EUR 63,9 150 −0,0625
USD 59, 5700 0,1433
EUR 63, 9776 0,1026
USD 59,4500 59,5800
EUR 63,7500 63,9500
покупка продажа
59,4500 59,5800
63,7500 63,9500
23.01 — 30.01
59,5200
63,5500
BRENT 55,32 0,02
Золото 1217,46 0,02
ММВБ 2146,09 0,05
Главная Новости Бюджеты на позавчера
Саудовская Аравия пока сокращает расходы бюджета быстрее всех конкурентов

Саудовская Аравия пока сокращает расходы бюджета быстрее всех конкурентов

Источник: Ъ-Газета |

Саудовская Аравия и Иран, учитывающие доходы от нефти в бюджете-2016 исходя из цены $29 и $35 за баррель, являются исключением. Ангола, Малайзия, Нигерия, страны Персидского залива будут искать баланс между сильным сокращением госрасходов и ростом займов на рынке для покрытия бюджетного дефицита. Бруней, ОАЭ и Норвегия готовы активнее, чем ранее, тратить резервные фонды.

 

Продолжающееся с ноября 2015 года падение цен на нефть, усилившееся в декабре, заставило правительства стран-нефтеэкспортеров пересматривать уже рассчитанные бюджеты на 2016 год — бюджетный цикл в большинстве стран завершается в декабре. Наиболее резкое изменение бюджетной политики зафиксировано в Саудовской Аравии: 28 декабря Минфин страны заявил, что на 2016 год запланировано сокращение доходов на 15%. Саудовский бюджет-2015 был рассчитан из цен на нефть $100 за баррель. Бюджет на 2016 год предполагает среднегодовую цену нефти $29 за баррель — сокращаются не менее 15% расходов, бюджетный дефицит, ранее превышавший 13% ВВП, должен сократиться до 2,2% ВВП.

 

Пока среди стран-нефтеэкспортеров Саудовская Аравия планирует самые жесткие сокращения ради неповышения налогов. Кувейт, крупный конкурент саудитов, 16 декабря объявил о сокращении бюджетного дефицита лишь на треть и об уравнивании налога на доходы юрлиц-резидентов и нерезидентов, что даст дополнительные поступления почти на ту же сокращаемую сумму — около $5,5 млрд. Федеральный бюджет ОАЭ запланирован с нулевым дефицитом еще в октябре 2015 года с нефтяными ценами около $50 за баррель и будет пересматриваться — впрочем, часть эмиратов ОАЭ, в первую очередь Дубай, имеют ненефтяной профицит бюджетов: ОАЭ, видимо, практически не понадобится крупный пересмотр расходов. Бахрейн и Оман обсуждают кратный рост бюджетного дефицита на 2016 год при сокращении госрасходов на 5-10%, Бахрейн, столкнувшийся при этом с кризисом на рынке недвижимости, объявил о налоговой реформе с умеренным ростом корпоративных налогов. Аналогичное решение в конце декабря уже приняла Малайзия, чей бюджет, принятый в октябре, рассчитан из цены $48 за баррель — там повышены подоходный налог (с 26% до 28%) и налоги на прибыль, пересмотр самого бюджета начнется в январе 2016 года.

 

Бюджетный год в Иране начинается 21 марта 2016 года, и первые утечки информации о бюджете, появившиеся в СМИ, говорят о том, что он рассчитан исходя из цены нефти $35 за баррель. Впрочем, они же говорят о дефиците в 2,2% ВВП и росте перечислений в бюджет Ирана из суверенного фонда — Национального фонда развития: трансферт из него составляет до 25% расходов бюджетной системы страны. Предыдущий бюджет считался из цены $100 за баррель, по прогнозам МВФ, в 2015 году Иран будет иметь дефицит бюджета в 2,2%.

 

 

Возможно, не придется пересматривать бюджет Казахстану, рассчитавшему его по цене нефти $40 за баррель. Впрочем, это скорее исключение из правил — большинство бюджетов стран-нефтеэкспортеров рассчитывали расходы-2016 исходя из нефтяных цен $50 за баррель и выше. Катар, Ангола и Нигерия пока отказываются от серьезных пересчетов: так, бюджет Анголы на 2016 год, принятый 12 декабря, рассчитан из цены $48 за баррель с дефицитом 5,5% ВВП, Нигерии (принимается на этой неделе) — около $45. Увеличивающиеся из-за падения нефтегазовых доходов дефициты бюджета этих стран предполагается финансировать внешними и внутренними заимствованиями, особенно крупные суммы намерен занимать Катар. Бруней пока лишь готовит бюджет на 2016-2017 годы, начинающийся в марте, причем даже с учетом падения нефтяных цен страна имеет шансы сохранить незначительный бюджетный профицит, как и в 2015-2016 годах.

 

Нет пока сведений о пересмотре бюджета крупнейшего европейского нефтегазового экспортера — Норвегии. С октября 2015 года Норвегия дофинансирует расходы бюджета-2015 из суверенного фонда, составляющего $820 млрд. Лимит на расходование составляет 4% фонда в год, и в 2015 году он не был выбран, но в 2016 году эта ситуация возможна.

 

Не везде падение нефтяных цен позволяет пересматривать бюджеты. Так, в Алжире в начале января 2016 года проект сокращения бюджета вызвал конфликт между правительством и парламентом. Наконец, пока нет никаких данных о перспективах пересмотра бюджета Венесуэлы, где с конца 2015 года власть в лице президента Николаса Мадуро утратила парламентское большинство. Напомним, Венесуэла стала мировым рекордсменом по падению ВВП в 2015 году (более 10%), обогнав по этому показателю Украину (8,5%) и Россию (3,8-3,9%). Россия пока не приняла официально решения о пересмотре бюджета-2016.

 

Дмитрий Бутрин

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости
Еще от Ъ-Газета