Курсы валют
USD 63,8741 −0,0501
EUR 68,6902 0,9242
USD 63,8 775 0,0275
EUR 68, 6000 −0,1700
USD 63, 8098 0,0280
EUR 68, 5299 0,0465
USD 64,0000 63,9500
EUR 68,6100 68,7000
покупка продажа
64,0000 63,9500
68,6100 68,7000
05.12 — 12.12
63,0000
67,1000
BRENT 54,69 −0,11
Золото 1170,79 −0,04
ММВБ 2159,88 −0,18
Главная Новости Аналитика Предположим, вы умерли...
Предположим, вы умерли...

Предположим, вы умерли...

Источник: Банки.ру|
22:00 25 января 2016
Пресненский суд Москвы назначил на 29 февраля заседание по иску пассажира к «Аэрофлоту». Купив билет в Молдавию, мужчина узнал, что она вошла в список стран, куда полеты должны выполняться с повышенными мерами безопасности. И захотел узнать, какие гарантии существуют для его семьи, если с ним что-то случится.
Предположим, вы умерли...
Фото: Fotolia/lucato

Банки.ру выяснил, как оценивается «стоимость» потери родственника при авиапроисшествиях.

 

Иск о беспокойстве

 

Пресненский районный суд Москвы назначил на 29 февраля основное заседание по гражданскому иску пассажира Виталия Иванова к авиакомпании «Аэрофлот», сообщил Банки.ру адвокат истца Марат Аманлиев. Предварительное рассмотрение иска прошло 21 января.

 

С заявлением о защите прав потребителя на предмет предоставления полной информации об оказываемых услугах адвокаты Марат Аманлиев и Николай Максимов обратились в связи с претензией клиента, который купил билет на рейс Москва — Кишинев. Поездка должна состояться в августе.

Купив билет, наш доверитель узнал, что Молдавия вошла в список стран, полеты в которые должны осуществляться с повышенными мерами безопасности. Это его обеспокоило, и он решил узнать у авиакомпании, какие гарантии существуют для его семьи, если с ним что-то произойдет. Ответа на претензию пассажир так и не получил, — рассказал Марат Аманлиев.

Напомним, 17 ноября 2015 года стало известно о том, что Росавиация распространила список из 47 стран, полеты в которые должны осуществляться с повышенными мерами безопасности. Как сообщило РИА Новости, письмо со списком ведомство разослало руководителям авиакомпаний.

 

Адвокат ориентируется на положения Варшавской конвенции 1929 года, участницей которой является и Россия. Согласно документу, при перевозке пассажиров ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой в 250 тыс. французских франков. Один франк приравнивается к 0,065 мг золота. Адвокаты подсчитали, что в рублевом эквиваленте эта сумма составляет более 35 млн рублей (16,250 кг золота из расчета 2 200 рублей за грамм).

Даже согласно конвенции 1929 года размер ответственности на одного пассажира колоссальный. Но авиаперевозчики рассказывают историю про 2 миллиона рублей, — говорит адвокат.

 Напомним, согласно 67-му федеральному закону, перевозчики обязаны страховать свою ответственность не менее чем на 2 млн рублей за вред жизни одного пассажира. (В частности, на 2 млн рублей была застрахована жизнь каждого пассажира самолета А321, разбившегося в Египте.)

 

Также Виталий Иванов потребовал представить для ознакомления договор страхования гражданской ответственности авиаперевозчика, раскрыть информацию о сумме страхового возмещения и обязать «Аэрофлот» застраховать гражданскую ответственность согласно современным стандартам.

 

По словам заместителя генерального директора по авиастрахованию компании «АльфаСтрахование» Ильи Кабачника, гражданин Иванов и его адвокаты, подавшие иск, понапрасну тратят время.

Страхование «Аэрофлота», национального перевозчика Российской Федерации, отвечает современным стандартам и обеспечивает полноценную защиту авиакомпании и ее пассажирам, — заявил Кабачник. — Обеспечивает страхование группы «Аэрофлот» наша компания «АльфаСтрахование» совместно с компанией «СОГАЗ», и, учитывая размер ответственности, риск обеспечен перестрахованием в международных компаниях с наивысшим рейтингом надежности.

Как рассчитывается компенсация

Споры вокруг лимитов ответственности авиаперевозчиков за вред, причиненный пассажиру, и страхования ответственности за причинение вреда чаще всего объясняются непониманием сути вопроса, — говорит Илья Кабачник.

По просьбе Банки.ру он подробно разъяснил, по каким стандартам рассчитываются компенсации и как различаются лимиты ответственности при внутренних и международных перелетах.

 

Как рассказал эксперт, при гибели пассажира в авиапроисшествии перевозчик обязан компенсировать вред в денежной форме. Причем эта обязанность существует независимо от наличия или отсутствия вины перевозчика.

Для того чтобы снять с себя ответственность, перевозчик должен доказать, что вред причинен по вине самого потерпевшего либо в результате действия непреодолимой силы. А перевозчик при этом принял все возможные меры для того, чтобы избежать причинения вреда, — пояснил Илья Кабачник.

Если же у перевозчика есть страховка (а страхование ответственности покупают все коммерческие перевозчики), то подлежащую возмещению сумму выплачивает не он сам, а его страховщик.

 

При этом безусловной является лишь обязанность перевозчика выплатить возмещение, но не размер компенсации. Доказать размер вреда обязан сам потерпевший, говорит Илья Кабачник. В соответствии с действующим законодательством России в случае гибели человека размер причиненного его родным вреда может складываться из трех составляющих: прямые расходы (на репатриацию тела и похороны), моральный вред и утрата кормильца. Причем последняя часть в случае гибели человека является основной частью компенсации.

Рассчитывается такая компенсация достаточно просто. Если взять пример женщины, в одиночку воспитывающей ребенка 11 лет и имеющей ежемесячный доход в 50 тысяч рублей, то для расчета компенсации будет принято, что на ребенка приходилась половина дохода погибшей, то есть 25 тысяч рублей в месяц, — приводит пример замглавы «АльфаСтрахования». — Ребенок (его опекуны) вправе получить компенсацию до достижения совершеннолетия либо до окончания дневного отделения вуза. Приняв возраст окончания вуза за 22 года, мы получим 11 лет и 3,3 миллиона рублей.

В дополнение к этой сумме может быть выплачена компенсация морального вреда, размер которой устанавливается исключительно решением суда (либо мировым соглашением сторон, утвержденным судом).

Для граждан с доходом выше среднего сумма компенсации в случае смерти обычно превышает минимальный уровень в 2 миллиона рублей, — указывает Илья Кабачник. — И перевозчик (либо его страховщик) выплачивает именно эту сумму, а не 2 миллиона.

При этом он обращает внимание, что наличие или отсутствие страховки никак не меняет ситуацию с обязанностью перевозчика выплатить компенсацию: страхование лишь дает потерпевшим дополнительную гарантию, а перевозчику дает возможность продолжать деятельность даже после тяжелой катастрофы.

 

Как различаются правила при внутрироссийских и международных перелетах

 

С 2008 года в России (в соответствии с Воздушным кодексом, а затем в соответствии с федеральным законом № 67-ФЗ) действует норма, обеспечивающая родственникам погибшего пассажира фиксированную минимальную компенсацию в размере 2 млн 25 тысяч рублей – без необходимости доказывать размер причиненного вреда. Введение минимально гарантированной суммы компенсации является редкостью в мире, напоминает Илья Кабачник.

Таким образом, 2,025 миллиона рублей выплачивается во всех случаях, а компенсация сверх этого уровня требует обоснования суммы причиненного вреда, — говорит он.

Причем «сверху» размер ответственности перевозчика при внутренних перевозках по России никакими пределами не ограничен.

 

При международных перевозках ситуация прямо противоположная: никакой минимально гарантированной суммы компенсации не существует, а ответственность перевозчика лимитирована, поясняет заместитель генерального директора по авиастрахованию «АльфаСтрахования».

Такая система была ведена в 1929 году с принятием Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, — рассказывает Кабачник. — Предел ответственности перевозчика устанавливался в золотых франках. Со временем конвенция многократно модифицировалась, каждый раз в сторону повышения лимита ответственности (до тех самых нынешних 250 тысяч франков. — Прим. ред.).

В 1999 году Варшавская конвенция была заменена Монреальской конвенцией, к которой присоединилось подавляющее большинство авиационных стран мира.

Россия до сих пор по неясным причинам не ратифицировала Монреальскую конвенцию, хотя была участником разработки, обсуждения и принятия ее в ИКАО (Международная организация гражданской авиации, являющаяся специализированным учреждением ООН. — Прим. ред.), — сетует авиастраховщик. — Это несколько ущемляет интересы пассажиров, отправляющихся в международное путешествие из России, по сравнению с пассажирами из других стран.

Положения Монреальской конвенции регулируют только перевозки между государствами-участниками. Таким образом, полет из России куда-либо не подпадает под действие Монреальской конвенции, также как и перелет из России в третью страну и обратно, объясняет эксперт. А вот перелет из страны-участника в Россию и обратно (в рамках одного билета) будет регулироваться Монреальской конвенцией.

Поэтому на борту одного и того же самолета могут находиться (и обычно находятся) пассажиры, в отношении которых ответственность перевозчика регулируется по-разному! — обращает внимание Илья Кабачник.

При этом он признает, что потерпевшие при авиапроисшествиях в Европе и США, как правило, получают более высокую компенсацию, чем в России.

Но авиация и страхование здесь вообще ни при чем. По решению суда человек, получивший травму в ДТП, точно так же получит в США компенсацию во много раз выше, чем в России. И зарплаты с пенсиями в Европе выше, чем в России. Дело тут не в нормах воздушного права и тем более не в страховании, — подытоживает эксперт.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Банки.ру