Курсы валют
USD 59,1446 0,3076
EUR 69,4653 0,1671
USD 58,6 125 0,0125
EUR 69,28 50 0,0050
USD 58, 8302 0,0477
EUR 69,1 860 0,0689
USD 58,8000 59,0200
EUR 69,2200 69,4200
покупка продажа
58,8000 59,0200
69,2200 69,4200
18.12 — 25.12
57,8000
68,7200
BRENT 62,53 −0,10
Золото 1255,24 −0,10
ММВБ 2131,04 0,05
Главная Новости Аналитика Территории с опережением: в России первый год действует закон о новых экономических зонах
Территории с опережением

Территории с опережением

Источник: pravo.ru |

На днях власти отчитались о первых запущенных предприятиях и 442 млрд рублей заявленных инвестиций. Право.ru выяснило, оказался ли закон результативным правовым механизмом для привлечения инвестиций в отличие от закона "Об особых экономических зонах" и как он повлияет на развитие экономики Дальнего Востока и страны в целом.

 

О первых итогах действия закона премьер-министру Дмитрию Медведеву докладывал на днях полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Глава правительства был слушателем заинтересованным.

У нас уже год действует закон о территориях опережающего развития. Меня часто спрашивают и, по всей вероятности, будут спрашивать, что он нам принёс, – отметил он в начале встречи.

Полпреду было что ответить. По словам Трутнева, за год на Дальнем Востоке создано 12 ТОР, в них зарегистрировались 110 резидентов, которые готовы инвестировать в свои проекты в общей сложности 442 млрд рублей. Уже запущены 8 предприятий, к концу года их число должно увеличиться еще на два десятка. 

 

Инициируя принятие закона о ТОР, правительство и правда сделало много для привлечения инвесторов на Дальний Восток. Резиденты этих территорий на первые пять лет освобождаются от налогов на имущество и землю, налог на прибыль не может быть больше 5%; страховые выплаты на десять лет снижаются с 30% до 7,6%, обнуляются все экспортные и импортные таможенные пошлины, вводится льготный порядок получения земель под проекты и подключения к объектам инфраструктуры, снимаются практически все ограничения на набор иностранной рабочей силы и т. д. 

 

Мотивация принятия закона была очевидна – инвесторы создают новые рабочие места, развитие их проектов, инфраструктуры в обозримой перспективе улучшает условия жизни на Дальнем Востоке, а государство получает дополнительные доходы в бюджет. Это основная задача. А сверхзадача – создание на Дальнем Востоке территорий, по условиям ведения бизнеса наравне конкурирующих с экономическими центрами Юго-Восточной Азии. Условно говоря, превратить окрестности Хабаровска или Владивостока в российский Гуанчжоу или Шэньчжень.

 

Год – не срок

 

После года работы закона эксперты в своих оценках сдержанны, но оптимистичны.

 

– По результатам первого года можно сказать, что механизм создания и функционирования ТОР запущен, правовая база для этого создана, – констатирует в интервью Право.ru Владимир Емельянцев, заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. – Закон создал новые правовые возможности и для бизнеса, и для регионов. Хотя говорить об эффективности конкретных проектов еще рано, они ведь только запустились.

 

– В целом к этому закону я отношусь положительно, потому что его идеология такова, что стороны – инвестор, Минвостокразвития и управляющая компания (назначается государством и отвечает за развитие инфраструктуры ТОР и взаимодействие с инвесторами – прим. Право.ru) – не связаны большим количеством норм и условий, – рассказывает Анна Котова-Смоленская, партнер юридической фирмы ЮСТ, которая представляет в том числе интересы потенциальных инвесторов в ТОР. – Управляющая компания наделена правом устанавливать на территории опережающего развития порядки исходя из интересов конкретного инвестора или пула инвесторов. И эти порядки более выгодные, чем в тех же Особых экономических зонах, где законом прописаны более жесткие условия для инвесторов.

 

Не первая попытка

 

Особые экономические зоны (ОЭЗ) – это последняя по времени, но не самая удачная попытка государства стимулировать инвестиции в конкретные регионы. По данным последнего отчета Счетной палаты (СП), озвученным 4 апреля, в 2005–2015 гг. государство вложило в инфраструктуру особых экономических зон 185,9 млрд рублей, но в результате там было создано лишь 18 177 рабочих мест.

Разделите, сколько стоит одно рабочее место за 10 лет. О какой эффективности здесь можно говорить? – прокомментировала эти цифры глава СП Татьяна Голикова.

К этому стоить прибавить налоговые преференции. В 2005–2012 гг. (более поздние данные отсутствуют) государство выдало их резидентам ОЭЗ на сумму 6,5 млрд рублей, при этом бюджет в виде налогов получил лишь около 8 млрд рублей.

 

Коллегия СП сделала вывод, что за 10 лет существования ОЭЗ "так и не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики", "реальный экономический эффект от особых экономических зон не достигнут", а процесс создания и управления ОЭЗ, по словам аудитора Сергея Агапцова, "характеризуется формализмом, безответственностью и безнаказанностью". Из 33 существующих сейчас в России ОЭЗ относительно эффективными, по сути, являются лишь две – "Алабуга" в Татарстане и "Липецк" в Липецкой области. Не удивительно, что государство стало искать другие инструменты экономического развития отдельных территорий.

 

От ОЭЗ ТОР отличаются гораздо более льготным налоговым и таможенным режимом, расширением возможных видов деятельности (например, в ТОР, в отличие от ОЭЗ, можно добывать полезные ископаемые, и инвесторы при этом на 4 года освобождаются от налога на их добычу).

Но главное отличие – ОЭЗ учреждаются как площадки, открытые для любого инвестора, а ТОР создаются под конкретные проекты. Эти проекты заранее утверждаются специальной правительственной комиссией и только после этого появляется постановление правительства о создании ТОР, только после этого под него выделяется конкретная территория. И ждет государство от ТОР куда большего экономического эффекта. Вложив в ближайшие годы в инфраструктуру 35,4 млрд рублей, правительство рассчитывает, что «только налогов до 2025 года [мы] получим 100 млрд руб., – говорит Юрий Трутнев.

В материалах, предоставленных Право.ru, Минвостокразвития прогнозируется и вовсе 242,4 млрд руб. совокупных отчислений в бюджеты всех уровней за тот же срок. Кроме того, будет создано 25 тысяч новых рабочих мест, отмечают в Минвостокразвития.

За заявками инвесторов стоят новые предприятия на Дальнем Востоке, новые рабочие места, – отметил в своем комментарии для Право.ru министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. – Это высокотехнологичный завод по производству комплектующих для авиастроения в Хабаровском крае, нефтеперерабатывающий завод в Амурской области, заводы строительных материалов в Амурской области и в Якутии, предприятие глубокой переработки древесины в Хабаровском крае, современные агропромышленные кластеры в Приморье и в Сахалинской области. В рамках ТОР реализуется разработка крупнейшего Беринговского угольного бассейна на Чукотке, формируются комплексные туристические кластеры на Сахалине и на Камчатке, запускаются десятки других новых предприятий.

В то же время, несмотря на оптимизм и смелые прогнозы представителей правительства, первый год действия закона показал, что он далеко не совершенен.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наpravo.ru
Рубрики
Аналитика
Еще от pravo.ru