Курсы валют
USD 58,8370 −0,3978
EUR 69,2982 −0,5041
USD 59,2 850 −0,0050
EUR 69, 5500 0,1600
USD 59, 2631 0,0759
EUR 69,4 695 0,0434
USD 59,2000 59,2000
EUR 69,5000 69,6500
покупка продажа
59,2000 59,2000
69,5000 69,6500
18.12 — 25.12
57,8000
68,7200
BRENT 63,86 0,49
Золото 1243,68 −0,02
ММВБ 2154,15 0,11
Главная Новости Малый бизнес Малый бизнес что получает, то и теряет
Малый бизнес что получает, то и теряет

Малый бизнес что получает, то и теряет

Источник: Ъ-Online |

Сроки окупаемости в малом бизнесе растут, доходы предпринимателей сокращаются, а компании находятся в рецессии, отмечает исследование "Тахометр малого и среднего бизнеса" за третий квартал 2016 года. Предприниматели указывают, что государство одновременно и раздает льготы, и вводит новые правила, нивелирующие эффект от господдержки.

 

Частное предпринимательство находится в рецессии, несмотря на господдержку, говорится в исследовании "Тахометр малого и среднего бизнеса" консалтинговой компании "2Б Диалог" за третий квартал 2016 года. Отметим, по данным реестра субъектов МСП, таких предприятий в РФ 5,7 млн, из них 3 млн — индивидуальные предприниматели.

 

В исследовании использовались данные 2 тыс. субъектов МСП в Москве и Санкт-Петербурге. 83% респондентов отметили сокращение доходности за девять месяцев 2016 года. 73% — что вынуждены диверсифицировать риски за счет непрофильной деятельности. Так, медицинские центры переходят к торговле товарами для здоровья и отдают часть площадей под занятия спортивных секций, а кафе и рестораны организуют трансляцию спортивных мероприятий, чтобы привлечь посетителей нижнего и среднего ценовых сегментов.

 

В целом, по данным работы, сроки окупаемости малых предприятий растут: в Москве по итогам третьего квартала 2016 года срок выхода на прибыльность составляет от полутора до 12 лет (от года до девяти во втором квартале). В Санкт-Петербурге этот показатель в третьем квартале колебался от шести до девяти лет против двух-трех лет во втором.

 

Отметим, поддержкой малого бизнеса занимаются несколько институтов — в том числе проектный офис правительства и Корпорация МСП. При этом, по данным исследования, выделение малому бизнесу квоты в 10% в объеме закупок госкомпаний и 15% в госзакупках эффективно лишь отчасти.

 

Так, в госзакупках успешно участвуют компании техобслуживания транспорта средних размеров, которым помогают крупные мероприятия вроде Петербургского экономического форума,— а компании оптовой торговли и IT чаще других жалуются на непрозрачность и сложность процедур в закупках госкомпаний, из-за которых формально действующими льготами воспользоваться невозможно. Льготная аренда помещений, продвигаемая как антикризисная мера, также эффективна не для всех.

 

По данным исследования, коммерсанты отмечают ее развитость в столичных городах, но указывают на то, что региональные ставки аренды находятся на среднерыночных уровнях. При этом четверть предпринимателей считают, что необходимо увеличить срок программы льготной аренды с трех-четырех до шести-семи лет, расширив номенклатуру объектов.

 

Даже действующие меры поддержки нивелируются затратами на взаимодействие с чиновниками, отмечает директор "2Б Диалог" Борис Богоутдинов: в частности, компании жалуются на рост налоговой нагрузки (в конце октября правительство повысило размер ЕНВД на 15% до 2019 года), необходимость ежемесячно отчитываться перед Пенсионным фондом и тратить ресурсы на оспаривание кадастровой стоимости.

 

Предпринимателям помогла бы предсказуемость регулирования и возможность его публичного обсуждения перед появлением законопроектов в Госдуме, считает эксперт. Глава экспертного центра при бизнес-омбудсмене Борисе Титове Анастасия Алехнович, в свою очередь, отмечает, что меры поддержки малого бизнеса, заявленные как массовые, на практике обрастают ограничениями, которые делают их доступными только для узкого круга в десятки и сотни компаний вместо миллионов — как надзорные каникулы, предостережения вместо штрафов и налоговые каникулы для ИП и самозанятых.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Малый бизнес
Еще от Ъ-Online