Курсы валют
USD 56,5201 0,1763
EUR 69,8928 −0,0073
USD 56,4 675 −0,0075
EUR 69,6825 0,0000
USD 56,5 181 −0,0464
EUR 69, 7873 −0,0148
USD 56,5600 56,5000
EUR 69,9000 70,1500
покупка продажа
56,5600 56,5000
69,9000 70,1500
26.02 — 05.03
56,4000
70,6700
BRENT 65,38 −0,18
Золото 1330,53 0,04
ММВБ 2264,00 −0,14
Главная Новости «ЦентрОбувь» – банкрот: во что обуют миллионы
«ЦентрОбувь» – банкрот: во что обуют миллионы

«ЦентрОбувь» – банкрот: во что обуют миллионы

Источник: Рамблер/финансы |
Крупнейшая в России обувная сеть «ЦентрОбувь» задолжала банкам почти 20 млрд рублей и обанкротилась. Магазины недорогой обуви закрывают. Пострадают ли россияне от ухода игрока с рынка и где теперь покупать недорогие туфли и сапоги?
«ЦентрОбувь» – банкрот: во что обуют миллионы
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Арбитражный суд Москвы признал банкротом ООО «Центро», компанию-оператора сети магазинов Centro, входящей в группу «ЦентрОбувь». Сумма требований к «Центро» по текущему делу составляет 19,3 млрд рублей. Заявление о признании компании банкротом было подано еще в ноябре 2015 года ООО «Эддыпром». Кредиторами компании выступают Газпромбанк, Сбербанк, МКБ и другие.

 

Платежеспособность продавца, которая обувала малообеспеченных российских граждан на протяжении последних 24 лет, восстановить уже не получится. К такому выводу пришли представители Арбитража в рамках рассмотрения дела и анализа финансового состояния компании. Назначена процедура конкурсного производства.

 

 

В АО «ТД «ЦентрОбувь» уже проводится процедура финансового наблюдения (начата в марте 2016 года). А в мае по заявлению Газпромбанка возбуждено уголовное дело в отношении руководства «ЦентрОбуви» по статье 159.1 УК (мошенничество в сфере кредитования). Газмпромбанк просил проверить законность нескольких сделок с кредитами, предоставленными в 2013–2014 годах. Претензии кредитора распространялись на сумму порядка 9 млрд рублей.

 

Руководитель направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ Екатерина Корконосова напоминает недавнюю историю банкротства «Центрообуви»:

В начале 2010 годов ритейл развивался активно. Бизнес розничных сетей ежегодно рос по 25-35% в год. Они хорошо зарабатывали на растущих доходах населения. Однако в 2015 году рост прекратился. Из-за проблем в экономике темпы роста доходов потребителей снизились, а затем и вовсе стали отрицательными. В 2015-2016 годах рынок розничной торговли стремительно сжимался, россияне начали экономить. Даже рынки продуктов питания испытали на себе падение спроса, но сильнее всего пострадали продавцы электроники, одежды и обуви. Сеть «Центробувь» стала одной из жертв этой тенденции. Дело о банкротстве начато в 2015 году, на пике кризиса. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась. Так, по данным Росстата оборот розничной торговли за 10 месяцев 2016 года снизился на 5% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года, в то время как в прошлом году падение составило 10%.

 

Компания «ЦентрОбувь» существует с 1992 года, до настоящего момента она насчитывала около 700 магазинов в России. Продукция «ЦентрОбуви» – обувь эконом-класса, которая пользовалась популярностью и высоким спросом на российском рынке. В то же время это не единственный игрок в сегменте. Эксперты уверены, что россияне банкротства компании не почувствуют. Да и сам процесс банкротства – не особенно рыночный, он связан с конфликтом акционеров компании.

 

Рассказывает эксперт по маркетингу Евгений Бойченко:

Банкротство «ЦентрОбувь» – это большой бизнес и большие игры. Это никак не связано с поведением или снижением потребительской активности low-сегмента. Наоборот, в этой нише мы видим активность и успехи таких марок как Zenda, Sisi, где главным аргументом являются «смешные цены». Рынки, ярмарки, продажа из контейнеров, торговые центры формата «no name», находящиеся рядом с отдаленными станциями метро и электричек, в части продажи дешевой обуви также чувствуют себя вполне нормально.

 

По его мнению, если и есть проблемы, то только в сегменте «повыше». Средний класс сегодня не так часто ходит за покупкой новой пары обуви.

 

Соглашается председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов:

Ситуация вокруг «ЦентрОбувь» неоднозначная. Она обусловлена, по большей части, конфликтом акционеров. На текущий момент будущего у компании нет, магазины закроют. Однако, скорее всего, на базе закрывающихся торговых точек будут запущены другие обувные магазины. И это уже происходит.

 

Рынок этот конкурентный и возможность покупать обувь по доступным ценам у потребителей не исчезает, – уверен эксперт.

 

В том, что «другие сети, может быть, и не такие крупные, как «Центробувь» быстро займут эту нишу, - уверена Екатерина Корконосова. Благо предложение дешевой обуви из Китая сейчас огромно».

 

А вот генеральный директор консалтинговой компании Real Work Management Петр Офицеров предполагает, что «магазины «Центробуви», как и весь бизнес, могут отойти к кредиторам, или новым владельцам, кто захочет их выкупить. Вполне возможно вся эта история и затевалась для «перехода» бизнеса от одних собственников в пользу других».

 

Также объясняет адвокат Олег Сухов:

Причины произошедшего носят комплексный характер. С одной стороны, компания понесла в последние два года значительные убытки из-за падения курса рубля – 80% продукции приобреталось за рубежом, за валюту. А также из-за снижения потребительского спроса – реальные располагаемые доходы граждан непрерывно сокращаются с ноября 2014 года. С другой стороны, владельцы «ЦентрОбувь» Сергей Ломакин и Артем Хачатрян взяли в Газпромбанке, ВТБ, МКБ и Сбербанке несколько крупных кредитов, которые так и не были погашены.

 

В целом, low-сегмент укрупняется и консолидируется. Доля импортной продукции пока здесь достаточно высока, но идет ее снижение. По оценкам Российской ассоциации экспертов рынка ритейла, она составляет уже немногим меньше 70% (в 2014 году – 80%).

 

«В ближайшие 2-3 года доля отечественной продукции может достигнуть 35%», – констатирует Андрей Карпов. Спрос достаточно стабилен и просел меньше спроса на другие потребительские товары, сейчас наблюдается стабилизация рынка в силу эффекта отложенного спроса. Например, рублевый показатель выручки стабильно держится на уровне 1,2 трлн рублей.

 

В 2017 году, по словам Карпова, следует ожидать незначительный подъем рынка.

 

Фаина Филина

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий