Курсы валют
USD 58,5318 0,0696
EUR 69,3309 0,1526
USD 58,3 700 0,0400
EUR 69, 6200 0,0400
USD 58, 2597 −0,1102
EUR 69, 5393 −0,1155
USD 58,4000 58,6000
EUR 69,6000 69,6000
покупка продажа
58,4000 58,6000
69,6000 69,6000
27.11 — 04.12
58,4000
69,5000
BRENT 63,86 0,14
Золото 1287,30 −0,05
ММВБ 2161,17 0,08
Главная Новости Инвестиции Забралвагонзавод
«Ростех» собирает танковую монополию

«Ростех» собирает танковую монополию

Источник: Ъ-Газета |
"Ъ" стала известна основная кандидатура на место гендиректора проблемного Уралвагонзавода (УВЗ), который вчера президент Владимир Путин передал "Ростеху".
«Ростех» собирает танковую монополию
Фото: Евгений Курсков / Коммерсантъ

По данным источников, вместо Олега Сиенко УВЗ будет руководить заместитель главы Минпромторга Александр Потапов. Ему придется разобраться с миллиардными долгами предприятия, образовавшимися в основном из-за убыточности вагоностроительного бизнеса, и сформировать на базе УВЗ и "Курганмашзавода" объединенный бронетанковый холдинг.

 

По данным "Ъ", проект указа о передаче 100% УВЗ в ведение "Ростеха" готовился на протяжении месяца и в конце прошлой неделе с визой премьера Дмитрия Медведева был направлен в Кремль. Вчера Владимир Путин документ подписал, поручив правительству обеспечить передачу "Ростеху" акций УВЗ, ряда НИИ и предприятий кооперации в течение 18 месяцев. УВЗ и "Курганмашзавод" (передается "Ростеху" от концерна "Тракторные заводы") могут составить основу бронетанкового холдинга, поскольку обладают схожими компетенциями, сообщил глава госкорпорации Сергей Чемезов. В УВЗ "Ъ" сообщили, что всегда придерживались позиции о создании объединенной бронетанковой корпорации "как следующего этапа развития УВЗ".

 

Непосредственным поводом для передачи УВЗ в "Ростех" стало тяжелое финансовое состояние предприятия. "Нужно провести оздоровление, там достаточно большие долги,— заявил господин Чемезов.— Они образовались из-за того, что появилась компания "УВЗ-Логистик", которая сама себе покупала вагоны, поскольку ОАО РЖД (точнее, железнодорожные операторы, ОАО РЖД вагонами напрямую практически не владеет.— "Ъ") их не покупало в течение двух-трех лет подряд. Это было сделано для того, чтобы не останавливать производство". Господин Чемезов вчера уточнил, что основной долг можно будет погасить путем продажи "УВЗ-Логистик" (УВЗЛ).

 

Но, по данным "Ъ", правительство хочет тщательного отбора потенциальных покупателей, а вариант, лоббируемый руководством УВЗ (продажа УВЗЛ за 3 млрд руб. с переписыванием долга 23 млрд руб.), Белый дом не устраивает.

 

Финансовое положение гражданского дивизиона УВЗ не вызывало вопросов до 2014 года, когда доходность вагонов упала из-за их профицита. Весь 2015 год вагоностроители простояли, поскольку основные покупатели — Первая грузовая компания Владимира Лисина и Федеральная грузовая компания ОАО РЖД — свернули закупки. Продажа вагонов кэптивному оператору УВЗЛ была возможна только в ограниченном объеме: из-за высокого долга (25 млрд руб. самому УВЗ и около 60 млрд руб.— лизингодателям) банки перестали ее фондировать. УВЗ своевременно исполнял гособоронзаказ (поставки танков Т-72Б3 и Т-90, самоходных артиллерийских установок "Мста-С") и успешно вел разработки новой военной техники (танк Т-14 "Армата" и самоходная артиллерийская установка "Коалиция"), утверждает источник "Ъ" в Минобороны. "Но, когда долгов под несколько десятков миллиардов, рассчитывать на спасение в виде заказа Минобороны не приходится — рентабельность по нашим контрактам составляет 3-5%",— отмечает собеседник "Ъ".

 

Выбираться из ямы спрос на вагоны начал только в этом году. Выход нормативных актов по поддержке покупателей инновационного подвижного состава (в мае) и вагоностроителей (в июле) загрузил УВЗ заказами во второй половине года. К осени холдинг договорился и с металлургами, поднявшими за первое полугодие цену на вагонный металлопрокат на 70% и на броню на 13-22%: до конца года действует формула цены на металл. На 2017 год холдинг запланировал поставку 14,5 тыс. вагонов, что на 45% выше плана на 2016 год.

 

Сергей Чемезов не уточнил, будет ли отправлен в отставку гендиректор корпорации Олег Сиенко. Но ряд топ-менеджеров предприятий ОПК и высокопоставленный сотрудник аппарата правительства сообщили "Ъ", что вопрос о замене главы УВЗ "практически решен", кадровые перестановки произойдут в первом квартале 2017 года. Источники "Ъ" говорят, что сейчас ведется отбор потенциальных кандидатов, но в качестве наиболее вероятного сменщика господина Сиенко называется заместитель главы Минпромторга Александр Потапов, курирующий ОПК. Топ-менеджеры в отрасли характеризуют его как "системного человека" и "антикризисного управленца", способного разобраться с проблемами УВЗ. По словам собеседника "Ъ", близкого к администрации президента, вхождение УВЗ в "Ростех" будет сопровождаться и изменениями в его совете директоров: совет покинет помощник президента по кадровым вопросам Евгений Школов, который являлся его председателем с 2011 года.

 

Основная проблема УВЗ, говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, в том, что, имея возможность стать первым производителем инновационных вагонов (модели появились в 2009 году), компания не переключилась на них полностью, а продолжила выпуск и типовых вагонов. Если бы в 2012-2013 годах УВЗ сосредоточился на производстве инновагонов, уже к середине 2014 года он стал бы лидером в их производстве, ставки аренды у парка УВЗЛ были бы выше примерно на 200 руб. в сутки, а дополнительная выручка за 2013-2015 годы превысила бы 5 млрд руб. Еще одна проблема УВЗ: сильное отставание от основного конкурента — ОВК Александра Несиса — по числу сервисных центров.

 

Иван Сафронов, Наталья Скорлыгина

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Инвестиции
Еще от Ъ-Газета