Курсы валют
USD 59,6325 −0,3573
EUR 70,3604 −0,3436
USD 59,0 800 0,0300
EUR 69,6 500 −0,0125
USD 59, 1630 −0,1655
EUR 69, 7957 −0,0992
USD 59,5000 59,3400
EUR 70,0000 69,9900
покупка продажа
59,5000 59,3400
70,0000 69,9900
20.11 — 27.11
59,1700
68,8200
BRENT 62,72 −0,03
Золото 1293,55 −0,01
ММВБ 2131,91 −0,14
Главная Новости Аналитика Новая попытка построения общеевропейского миропорядка
Новая попытка построения общеевропейского миропорядка

Новая попытка построения общеевропейского миропорядка

Источник: Ведомости |

Первого августа 1975 г. был подписан Заключительный акт Хельсинкского соглашения. Выработанные тогда Советским Союзом и Западом направления работы по безопасности и сотрудничеству в Европе, видимо, уже не являются ориентиром для сегодняшней российской политики. Их место заняла невиданная со времен холодной войны напряженность между Россией и Западом, которая достигла своей кульминации в конфликте вокруг Украины. Приведет ли сотрудничество в Сирии в борьбе с «Исламским государством» (запрещено в России) к новому сближению, покажет время.

 

Остается вопрос, на основании каких нормативных актов должен произойти возврат к сотрудничеству: какие правила международной политики должны действовать в будущем? В последнее время много говорят о «Хельсинки II». С нашей точки зрения, речь здесь не должна идти о пересмотре «Хельсинки I», но только о дальнейшем развитии на основе достигнутых тогда договоренностей.

 

Хельсинкское соглашение содержит два основных принципа: во-первых, суверенное равноправие всех европейских государств. Сюда же относится право на территориальную целостность. Границы могут быть изменены только мирным путем и с согласия всех сторон. Привилегированных в своих правах государств «первого класса» и второстепенных государств «второго класса», которым полагается лишь ограниченный суверенитет, не существует. Во-вторых, отказ от применения силы или угрозы применения силы. Сила как средство европейской политики должна быть заблокирована, ни одно государство не должно быть принуждено к отказу от полного осуществления своих суверенных прав посредством применения или угрозы применения силы. Сюда же относится право каждого государства вступать в альянсы по своему выбору. Кроме того, краеугольными камнями Хельсинкского соглашения являются соблюдение прав человека и основных свобод, сотрудничество в области экономики, науки, защиты окружающей среды, культуры и гуманитарных вопросов. Также и эти обязательства остаются весьма актуальными в качестве составляющих общеевропейского миропорядка.

 

Почему режим Хельсинкского соглашения не смог предотвратить российско-украинский кризис, поставивший всю европейскую систему безопасности под угрозу? Россия, присоединив Крым и оказав массированную поддержку сепаратистам на юго-востоке Украины, несет основную долю ответственности за обострение кризиса. Однако эрозия кооперативного миропорядка в Европе началась еще во времена войн в Югославии, приведших к развалу страны. Она продолжилась во время войны между Россией и Грузией в 2008 г. Сюда же относятся замороженные конфликты в Приднестровье и Нагорном Карабахе.

 

Принципы Хельсинкского соглашения все еще являются, по нашему мнению, фундаментом европейского миропорядка. Не хватает механизмов и инструментов, которые срабатывали бы в конкретных конфликтных ситуациях. Это относится прежде всего к новому типу конфликтов, ставящих с 1990-х гг. под угрозу мир и безопасность в Европе. Конкретно: дестабилизирующим фактором международного миропорядка являются внутригосударственные конфликты, при которых этническое меньшинство заявляет, что его права ущемлены, и требует формирования собственного государства (или присоединения к соседнему государству). Должна ли ОБСЕ при определенных предпосылках играть роль посредника при решении таких конфликтов? Если такое положение будет принято, следует разработать процедуру разрешения конфликта и закрепить ее в дополнении к Хельсинкскому соглашению.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наВедомости
Рубрики
Аналитика
Еще от Ведомости