Курсы валют
USD 59,4604 0,1858
EUR 69,8184 0,1530
USD 59,4 775 0,0375
EUR 69,7 225 0,0075
USD 59,4 474 −0,0289
EUR 69,70 14 −0,0033
USD 59,4100 59,5600
EUR 69,6700 69,8700
покупка продажа
59,4100 59,5600
69,6700 69,8700
27.11 — 04.12
59,5200
70,5400
BRENT 62,35 0,02
Золото 1278,12 0,01
ММВБ 2152,93 0,03
Главная Новости Аналитика «Морской старт» всплывет через пять лет
«Морской старт» всплывет через пять лет

«Морской старт» всплывет через пять лет

Источник: Ъ-Газета |

Вчера совладелец группы компаний S7 и новый владелец проекта Sea Launch ("Морской старт") Владислав Филев заявил, что рассчитывает производить с платформы Odyssey порядка шести пусков в год. Достижение этой цели под вопросом: инвестор пока не собирается перебазировать космодром из Тихого океана в другое место, потому что "больной не транспортабелен", а ракеты-носители "Зенит", под которые была спроектирована пусковая платформа, производятся на Украине. Их замена на российский аналог займет, по самым оптимистичным оценкам, не менее пяти лет.

 

Об интересе господина Филева к Sea Launch "Ъ" сообщал еще 30 марта, однако официально о сделке было объявлено только 26 сентября. Группа компаний S7 инвестировала в проект более $160 млн, приобретя за эту сумму корабль Sea Launch Commander и платформу Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич (США) и товарный знак Sea Launch. Вчера Владислав Филев обрисовал перспективы эксплуатации космодрома. Он признал, что оставшийся жизненный цикл платформы ограничен и составляет порядка 15-20 лет. Среднее количество пусков, по его оценкам, составляет шесть в год — то есть за 15 лет компания сможет осуществить 90 пусков. Отметим, что в общей сложности с 1999 по 2014 год с платформы Odyssey было запущено всего 38 космических аппаратов (в среднем чуть более двух пусков в год).

 

Проект пока находится под контролем властей США: окончательно сделка должна быть закрыта примерно через полгода, когда стороны получат одобрение директората по контролю оборонной торговли и комитета по иностранным инвестициям США. На первом этапе перебазировать платформу из Тихого океана к российским берегам не планируется, поскольку, по словам господина Филева, "больной не транспортабелен". "Когда проект будет реанимирован — тогда посмотрим",— заявил он, добавив, впрочем, что полноценная работа космодрома может начаться не ранее 2018 года. Владислав Филев рассчитывает, что компания будет также участвовать в тендерах на запуски в рамках федеральной космической программы, однако, по словам источников "Ъ" в отрасли, производить их без перебазирования платформы на Дальний Восток "будет затруднительно и в плане доставки, и в плане режимных соображений".

 

Главной же проблемой, по словам собеседников "Ъ", остается отсутствие штатных средств выведения полезной нагрузки с космодрома. Дело в том, что с платформы Odyssey спутники доставлялись на орбиту при помощи ракеты-носителя "Зенит" разработки украинского "Южмаша", однако вся промышленная кооперация между Украиной и Россией после вхождения Крыма в состав последней в марте 2014 года была разорвана. Глава ракетно-космической корпорации "Энергия" (бывший владелец проекта) Владимир Солнцев вчера призвал совместно с новым инвестором создать новую ракету для Sea Launch в "абсолютно сжатые сроки": "Я для себя вижу ориентир у рубежа пяти лет". Владислав Филев, в свою очередь, к этой идее отнесся более осторожно, заявив, что готов покупать производимые на Украине ракеты, под которые был спроектирован плавучий космодром. "Мы коммерческое предприятие, мы имеем возможность заплатить... Смогут украинцы поставить ракету — мы будем ее покупать. Не смогут — значит, им не повезло, потому что мы готовы платить деньги",— сказал господин Филев.

 

В "Южмаше" вчера заявили, что при условии начала финансирования в октябре 2016 года первые изделия могут быть отгружены уже во второй половине 2017 года, подчеркнув, что существующие мощности предприятия позволяют производить "от четырех до шести носителей в год". Высокопоставленный источник "Ъ" в "Роскосмосе", впрочем, выразил сомнение и в сохранившемся потенциале украинского предприятия, и в возможности поставок на Украину российских двигателей РД-171, используемых в "Зените".

 

Елизавета Кузнецова, Иван Сафронов

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Ъ-Газета